Русская литература XIX века

Михаил Юрьевич Лермонтов
1814-1841

«Тамбовская казначейша», «Сашка», «Сказка для детей».

Уже в ранних романтических поэмах Лермонтова мелькают запоминающиеся реалистические зарисовки то обстановки, то переживаний их персонажей. Около середины 30-х годов появляются грубо-натуралистические поэмы: «Гошпиталь» (1834), «Уланша» (1834) и «Монго» (1836). В основном непристойно-скандальные по содержанию, антихудожественные по форме, они отразили разнузданно-циническую браваду военно-аристократической молодежи, гибельное влияние которой во время пребывания в гвардейской школе подпрапорщиков испытал их автор. Но почти одновременно с ними М. Ю. Лермонтов писал и романтические поэмы, в которых объективные описания природы ( «Взошла заря…» в «Хаджи-Абреке» и «Зима…» в «Боярине Орше») предвещали огромные реалистические возможности их творца. Началом их осуществления и явились поэмы «Тамбовская казначейша», «Сашка» и «Сказка для детей». Во всех этих поэмах необычные сюжеты, сотканные из «мук да страданий», преступлений, казней и проклятий, сменились бытовыми, житейско-повседневными. Тут идеальные герои уступили место обыкновенным: Сашка — «добрый малый», искалеченный безнравственными, лицемерными нравами своей среды и превратившийся в «гуляку праздного» ( «Сашка»); картежник-казначей, его жена — легкомысленная красотка, улан-повеса ( «Тамбовская казначейша»).

Композиция этих произведений ясна и хронологически последовательна. Стал иным и язык: разговорно-бытовой, живой, игривый, иногда нарочито сниженный, приземленный.

Лермонтов, вступив в новую полосу своего творчества, сообщал: «Я прежде пел про демона инова: То был безумный, страстный, детский бред» ( «Сказка для детей»). Он не скрывал и того, что шел и по этой дороге во след Пушкину: «Пишу Онегина размером: Пою, друзья, на старый лад» ( «Тамбовская казначейша»).

В поэмах, созданных в реалистическом ключе, Лермонтов продолжал жанровую традицию «Графа Нулина» и «Домика в Коломне». В них мы непосредственно ощущаем так присущую Пушкину жизнерадостность, лирическую задушевность описаний и отступлений, лаконичность и меткость характеристик, как бы воздушную легкость стиха и разговорность, естественность живого языка. Вспомним: «Сначала взор ее прелестный Бродил по синим небесам, потом склонился к поднебесной И вдруг…» ( «Тамбовская казначейша»). Белинский нашел «Тамбовскую казначейшу» «веселым, остроумным» рассказом, написанным «бойким» стихом, а «Сказку для детей» «самым зрелым из всех его произведений», стих которого «возвышается до удивительной художественности».

 

Реклама от Literature-XIX.Ru