Русская литература XIX века

Михаил Юрьевич Лермонтов
1814-1841

Проза. «Вадим».

Лирика, лиро-эпос, драма, проза — такова последовательность творческих воплощений Лермонтова. Его первое прозаическое произведение — исторический роман «Вадим» (1832—1834), посвященный крестьянскому восстанию под руководством Пугачева. Это чрезвычайно смелое произведение по обращению к запрещенной теме, весьма правдиво отображающее историческую обстановку, взаимоотношения помещиков и крестьян. Произведение направлено против крепостнического произвола и насилия, за равноправие и свободу человеческой личности. Показывая несправедливость надменно-кичливых помещиков в образе Палицына и задыхавшихся в кабале, погибавших в нищете крепостных крестьян, Лермонтов полностью оправдывал восстание. Тем не менее он не мог считать его правильным решением социальных взаимоотношений. Он, как и Пушкин, страшился крестьянской революции. По его мнению, народ в своем стихийном движении, подогреваемый и предводительствуемый шайками отпетых злодеев, «теряя контроль разума», способен испепелить вместе с деспотизмом и все завоевания культуры.

Лермонтов, не принимая крестьянскую революцию, закономерно связывает с ней образ главного героя романа — Вадима. Это сильная, волевая, демоническая личность ( «гений блистал на его челе»), способная на добро и зло, но обратившаяся к злу. Вадим, Обиженный природой (безобразный горбун), обездоленный людьми (Палицын разорил его отца), испытавший лишения сироты-нищего, превратился в угрюмого и злого человеконенавистника, объятого одним желанием—личной мести. Клокочущая ненависть к Палицыну выжгла в нем все другие чувства и стремления. Во имя ее он вступил в ряды мятежников.

Лермонтов не отождествлял все дворянство с пороком. Он видел в нем и положительных людей. Не случайно в XXIII главе романа возникает эпизод со стариком боярином, черты лица которого были отлиты «в какую-то особенную форму величия и благородства». Именно в добродетельности помещиков юный писатель, впадая в явную утопию, и видел решение социальных противоречий. Он дифференцирует и крестьянство. Не все крестьяне — мятежники и не все мятежники — злодеи. Негодуя против деспотических помещиков, они сохраняют в себе и великодушие. Русский народ, этот «сторукий исполин», выступает в романе жаждущим справедливости.

По авантюрному сюжету, по резкой исключительности главного героя и преувеличенной пылкости чувств других персонажей, по обилию антитез и контрастов в композиции образов, событии, по явному преобладанию лирико-монологической интонации над объективно-повествовательной, по наличию мелодраматической, отвлеченно-риторической фразеологии «Вадим» задуман как романтическое произведение. В точных предметно-бытовых описаниях, в пейзажах, в строгой фактичности народных сцен, а также в использовании просторечия в языке крестьянских и иных персонажей в этом романе отчетливо обозначились и элементы реализма. Роман остался незавершенным на 24-й главе, перед самым появлением на сцене Пугачева.

Руководствуясь лишь механическими сопоставлениями, некоторые литературоведы называли произведения Вальтера Скотта и других писателей, оказавших влияние на роман Лермонтова. Но справедливы творческие переклички «Вадима» с такими произведениями, как «Гец фон Берлихинген» Гете, «Лара» Байрона, «Бюг Жаргаль» и «Собор Парижской богоматери» Гюго, «Таманго» и «Жакерия» Мериме, «Шуаны» Бальзака.

Мы не располагаем точными данными о времени создания «Вадима». По воспоминаниям современников, можно предполагать, что роман начат в конце 1831 или в начале 1832 года и писался до 1834 года включительно. Как видим, Лермонтов увлекается темой крестьянского восстания одновременно с Пушкиным.

 

Реклама от Literature-XIX.Ru