Русская литература XIX века

Михаил Юрьевич Лермонтов
1814-1841

Ранние пьесы.

Первые творческие начинания Лермонтова в драматическом роде относятся к 1829—1830 годам. Все они подражательные, ученические и свидетельствуют о его увлечении романтической литературой эпохи «бури и натиска», в особенности пьесами «Плаща и шпаги» — трагедиями Шиллера. Говоря словами Лермонтова, в них клокочут «бури тайных страстей». Над толпой их действующих лиц крупно возвышается разобщенный с обществом герой—благородный, мятежно-свободолюбивый, мучающийся, страдающий, одинокий, протестующий ( «Испанцы» и «Menschen und Leidenschaften» — «Люди и страсти»).

Признаки фактической достоверности, наметившейся в трагедии «Люди и страсти», еще более усилились в романтической драме «Странный человек» (1831). Лермонтов извещает в предисловии к пьесе, что в ней излагается «происшествие истинное» и лица «все взяты с природы». Тема «Странного человека» — сложная совокупность человеческих отношений, проявляющихся в семье, в любви, в дружбе, в обществе. Произведение, как и «Люди и страсти», автобиографично. Но главная его ценность в передовой идейности, лучше всего отраженной в образе Владимира Арбенина, основным прототипом которого является сам автор. Это поэт, человек глубокого, «самопознающего», т.е. критического, ума, гуманистических стремлений, отзывчивого сердца и кипящих чувств. Он ненавидит крепостничество, мелочность, глупость, вероломство людей светского общества. Написанная в романтическом духе ( «странный» основной герой, исключительные ситуации семейной распри, любви и дружбы), несущая печать явного влияния Шиллера ( «Коварство и любовь»), эта пьеса заключает в себе и ярко реалистический эпизод. Страшный рассказ о зверском издевательстве помещицы над крепостными заканчивается словами полной безысходности: «Где защитники у бедных людей? У барыни же все судьи подкуплены нашим же оброком». В связи с этой сценой в литературе высказывалось мнение о том, что «Дмитрий Калинин» Белинского — возможный литературный источник «Странного человека». Но правда в другом: и Лермонтов и Белинский, проведшие свое детство в Чембарском уезде, питались одними и теми же жизненными материалами. И позже, оказавшись в университете, они дышали воздухом одних идей.

Драма «Странный человек» в изображении главного героя и светского общества, их взаимоотношений явно перекликается с пьесой «Горе от ума» Грибоедова.

 

Реклама от Literature-XIX.Ru