Михаил Юрьевич Лермонтов
1814-1841
Ранняя лирика.
Судьба не баловала Лермонтова. Ему еще не исполнилось и два с половиной года (он родился 3/15 октября 1814 года в Москве), когда умерла его мать (24/II 1817 г.). С этого времени неприязнь между его отцом (Ю. П. Лермонтовым) и бабушкой (Е. А. Арсеньевой), свойственная им и раньше, усугубилась борьбой за Михаила. Распря глубоко любимых им людей психологически травмировала мальчика. Позднее ему пришлось переживать утрату горячо любимого отца (1/Х 1831).
Бесспорно, что разлад в семье, тягостно переносимый поэтом, сказался на ранних его произведениях. Самые первые из известных нам поэтических опытов Лермонтова относятся к 1828 году. Собрания его сочинений обычно открываются одним из этих произведений под названием «Осень». Это ученическое стихотворение хорошо вводит в раннюю лирику поэта, лирику пессимистических раздумий об окружающем мире.
Исследователи намечают различные периоды эволюции лирики Лермонтова: с 1828 по 1832 и с 1833 по 1841; с 1828 по 1835 и с 1836 по 1841; с 1828 по 1832, с 1833 по 1836 и с 1837 по 1841 год. На наш взгляд, первый период лирики Лермонтова убедительнее ограничить 1828—1836 годами. Основные темы юношеских стихов Лермонтова: природа, дружба, любовь, взаимоотношения людей, социально-политическая борьба, жизнь и смерть, человек и мироздание. Среди них не без влияния отечественной (Пушкин, Баратынский, Веневитинов) и западноевропейской (Шиллер, Байрон, Т. Мур, Гете, Гейне) литератур особо важное значение приобретает философское осознание бытия, места и роли в нем человека.
Уже в самых ранних своих стихах Лермонтов, превосходный знаток литературы, предстает поэтом ярко выраженной интеллектуальности, глубокой внутренней сосредоточенности, деятельной, протестующей мысли. Он провозглашает: «Жизнь скучна: когда боренья нет… Мне нужно действовать». Его основной лирический герой, выражающий чувства и мысли поэта, мятущийся, совмещает в себе «священное с порочным“ (“1831-го июня 11 дня»). Во всем разочаровавшийся, противопоставленный окружающей его повседневности, возвышающийся над толпой жалких, мелких и пошлых людей, он превосходит их пылкой душой, пытливым умом, силой воли и, чем дальше, тем больше проявляет черты духовного величия, титанизма и демонизма.
В юношеской поэзии Лермонтова большое место занимает любовь — «страсть сильнейшая“ (“1831-го июня 11 дня»): пламенная, глубокая, нежная, по чаще неудовлетворенная, несчастная, омраченная безответностью, коварством, изменой, приносящая лишь муки и страдания. В том же романтическом ключе раскрываются и другие переживания лермонтовского лирического героя. Его дружеская доверчивость обманута, натолкнулась на зависть, клевету и злобу. Попытки понять тайны бытия ограничивались малыми человеческими возможностями ( «Письмо“). Уделом лирического героя ранней лермонтовской поэзии стали трагический разлад между мечтой и действительностью (“1831-го июня 11 дня», «Чаша жизни»), горестное сознание невозможности «употребить» свои дарования и силы ( «Монолог»), глубокая разобщенность с землей и небом ( «Земля и небо», «Ангел», «Я не для ангелов и рая»), замкнутость в себе, угрюмое, безысходное одиночество ( «Одиночество», «К***» — «Дай руку мне, склонись к груди поэта»).
В раздумьях о жизни, полной страданий и мук, лирический герой приходил к скорбным суждениям о ее скоротечности ( «Метель шумит, и снег валит», «Ангел»). В 1830 году тот же герой признавался: «Гляжу назад — прошедшее ужасно; Гляжу вперед — там нет души родной» ( «К***» — «Не думай, чтоб я был достоин сожаленья»). Прошел год, и он, не видя в своей жизни просвета, восклицает: «Жалок мир! В нем каждый средь толпы забыт и сир; И люди все к ничтожеству спешат“ (“7-го августа»).
В полном соответствии с романтическим пафосом начальных стихов Лермонтов рисует идеализированный образ Наполеона, «дивного героя», стоящего «выше и похвал, и славы, и людей!» ( «Наполеон»), павшего «жертвой вероломства и рока прихоти слепой», хотя и побежденного, но великого ( «Св. Елена»).
Поэт очень рано проникается идеями богоборчества. Но не в смысле прямого отрицания существования бога, а как сомнения в идеальности его разума ( «Ночь 1», «Ночь 2»), в справедливости его деяний. Осознавая несовершенства людей и губящих их обстоятельств ( «Монолог»), всего мирового порядка, герой лермонтовских стихотворений испытывает мучительные колебания между религиозной верой ( «Кладбище», «Исповедь», «Ангел») и сомнениями ( «Молитва», «Смерть»), влечением к блаженству потустороннего мира ( «Письмо», «Настанет день — и миром осужденный») и жалостью утраты земного счастья ( «Земля и небо»). В своих раздумьях Лермонтов приходит к отрицанию загробного мира ( «Отрывок» — «На жизнь надеяться страшась», «Я видел тень блаженства», «Смерть»).
Не удовлетворяясь окружающей его социальной действительностью, Лермонтов славит природу, исполненную безусловной вечной красоты ( «Прекрасны вы, поля земли родной», «Люблю я цепи синих гор», «Солнце»). Природа рисуется Лермонтовым одухотворенной, она воодушевляет, окрыляет человека.
С каждым годом взгляды Лермонтова, его основного лирического героя приобретают все более и более отчетливые социальные очертания: высшее светское общество им презирается ( «Посвящение»); простой народ вызывает нескрываемые симпатии.
Юношеская лирика Лермонтова не чужда поэтизации далекой Шотландии, с которой семейная легенда связывала происхождение его давних родичей ( «Гроб Оссиана», «Желание»). Но, лишь мелькнув в его начальных стихах как выражение еще неясных влечений, образ Шотландии уступил место конкретному облику России. Поэт с ранних лет, следуя заветам декабристов, предан идеям высокого патриотизма и героической гражданственности. Обращаясь к давно ушедшему, он рисует неравную борьбу своих соотечественников против иноземных захватчиков, их пламенную любовь к отчизне ( «В избушке позднею порою»). Поэт гордится мощью своего народа-великана, победившего грозного Наполеона, «трехнедельного удальца» ( «Два великана»).
Поэзия Лермонтова все более и более кристаллизуется как поэзия страстно ищущей и беспощадно анализирующей мысли, как поэзия бунтарства, протеста, социально-политической борьбы. Следуя прежде всего Пушкину и декабристам, поэт с самого начала и до конца своего творческого пути воссоздает облик народного поэта-пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина-патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу ( «Цевница»; «Поэт»; «Русская мелодия»; «Смерть Поэта»; «Кинжал»; «Журналист, читатель и писатель»; «Пророк»). Лермонтов героизирует подвиги вольнолюбивых новгородцев ( «Приветствую тебя, воинственных славян…», 1832), связывая их с последующей освободительной борьбой, с восстанием декабристов ( «Новгород»). Он проникается болью за свою отчизну, в которой «стонет человек от рабства и цепей» ( «Жалобы турка»), славит тех, кто, жертвуя жизнью, выступал за свои человеческие права, за «дело общее» ( «Из Андрея Шенье“), приветствует французскую революцию 1830 года (“10 июля“) и обвиняет тиранов — царей (“30 июля»).
Противопоставляя тирании свободу ( «К***» — «О, полно извинять разврат!»), Лермонтов обращается к реальной символике, олицетворяющей свободу: белый парус ( «Парус»), парящая в небесах птица ( «Желание»).
В 1830—1831 годах поэзия Лермонтова формировалась под впечатлением французской революции, польских событий и непрерывно вспыхивавших в России в связи с холерой и чумой крестьянских восстаний. Она проникнута ожиданием народной революции ( «Предсказание»). Но, признавая право подъяремных на восстание и месть, поэт в то же время и боится их разрушительной силы. Лермонтов приходит к утверждению добра, призванного восторжествовать хотя бы и в далекой перспективе; он уносится мечтой к будущему, к «раю земли», в котором среди людей, чистейших существ, «… ни злата, ни честей Не будет. — Станут течь их дни, Невинные, как дни детей» ( «Отрывок» — «На жизнь надеяться страшась»).
Ранние стихи, относящиеся к 1828—1835 годам, не публиковались Лермонтовым, кроме «Весны», напечатанной в журнале «Ате-ней» за 1830 год, и «Паруса», обнародованного в 1841 году. Поэт воспринимал их в качестве ученических опытов, предназначенных лишь для себя.
По широте жанрово-видового диапазона ранний Лермонтов может сравниваться лишь с Пушкиным. Его привлекали формы элегии, романса и песни, мадригала и эпиграммы, монолога, обращения и письма, баллад и стансов, альбомных стихотворений и дум, эпитафий и сентенций, сатиры и сонетов. Но ведущими видами он избрал элегию, думу, монолог и послание.
В начальных стихах, стремящихся к максимальной экспрессивности, поэт охотно обращался к изобразительным средствам «поэтики ужасов»: «Везде шипят коварства змии» ( «К Д…ву»), «Проколет грудь раскаяния нож» ( «К N.N.»), «мрак земли могильный» ( «Молитва»), «слеза кровавая» ( «Farewell»).
Однако среди юношеских стихов, по преимуществу ученических, подражательных, находятся и такие высокохудожественные, как «Ангел», «Кавказ», «Желание», «Два великана», «Парус“, “1831-го июня 11 дня».
Обладающий выдающимся дарованием, обуреваемый все новыми творческими замыслами, Лермонтов не торопился печататься. Сознавая высокую ответственность писательского поприща ( «Поэт»), он готовился к нему, обогащаясь жизненным опытом, тщательно оттачивая и шлифуя свое мастерство.
Реклама от Literature-XIX.Ru