Русская литература XIX века

Кондратий Федорович Рылеев
1795-1826

Литературно-общественное значение поэзии Рылеева.

Вместе с А. А. Бестужевым Рылеев являлся издателем и редактором знаменитого альманаха «Полярная звезда». В 1825 году им написана критическая статья «Несколько мыслей о поэзии» в защиту национально-самобытной литературы. Но главное его значение в поэзии. Рылеев — поэт пламенной любви к отчизне, ничем неистребимой ненависти к ее поработителям, гневного протеста против всякого произвола и действенного призыва на непримиримую борьбу с крепостничеством и самодержавием.

Его поэзия, добровольно пошедшая на службу политике, стала наиболее правдивым выражением общественных настроений, вызванных Отечественной войной 1812 года: национально-патриотического воодушевления, усилившегося недовольства ничем не ограниченным деспотизмом, порывов к свободе.

Продолжая гражданственные традиции Ломоносова, Державина и Радищева, автор сатиры «К временщику» превратился в мощный конденсатор революционной энергии возникавшего и росшего освободительного движения. Это самый последовательный поэт декабризма поры его подъема. В русской литературе первой четверти XIX века нет поэта, более целостно отдававшего себя идеям гражданственности. Все основные его произведения, начиная с «К временщику», вариации единого мотива — борьба за вольность родины. Именно им впервые в отечественной литературе был создан положительный герой, восхищающий монолитностью своих мыслей, чувств и поступков, избавленный от разъедающих противоречий, горящий страстным желанием борьбы за свободу родины и народа. Огромная заслуга Рылеева и в том, что он, вычерчивая образ ничем не сгибаемого революционного борца, рядом, равноправно с мужчиной, рисовал и женщину.

Выступая за национальную и социальную свободу народа, поэт защищал самые передовые идеи своего времени, выражал высшие требования своей эпохи.

Рылеев звал себя не поэтом, а гражданином, но был истинным поэтом гражданского мужества и героизма. Охваченный идеями общенародного блага, последовательный романтик, он создал стиль мятежно-ораторской патетики, трибунно-героической проповеди и революционного призыва. Ни у одного из декабристских поэтов агитационно-пропагандистское красноречие не достигает такой силы и такого блеска, как у Рылеева. Пушкин, признавая огромные возможности Рылеева, в марте 1825 года писал А. А. Бестужеву: «Он в душе поэт» — и требовал, чтобы создатель «Войнаровского» писал — «да более, более!»

Поэзия Рылеева вызвала горячее сочувствие прогрессивной общественности с самого начала, с сатиры «К временщику». С каждым новым произведением, появляющимся в печати, расходившимся в списках ( «Войнаровский»), распевавшимся в народе (песни), влияние Рылеева захватывало все более и более широкие круги читателей.

Верховный суд, признавая огромную силу гражданского воздействия песен и стихов Рылеева, назвал их «возмутительными» и обвинил поэта в их сочинении и распространении.

Исповедь Наливайки, агитационные песни и другие произведения Рылеева остались «источником заразы», как их квалифицировала царская жандармерия, и после восстания декабристов.

Стихами Рылеева как подпольной литературой пользовались последующие поколения. А. И. Герцен в «Письмах к будущему другу» писал: «Я помню, как, прерывая смех Грибоедова, ударял, словно колокол на первой неделе поста, серьезный стих Рылеева и звал в бой и гибель, как зовут на пир». Н. П. Огарев признавался: «Рылеев был мне первым светом» ( «Памяти Рылеева»). В. И. Засулич вспоминает, что ей в самом начале 60-х годов откуда-то попалась «Исповедь Наливайки» и «стала одной из главных моих святынь».

Разрабатывая украинскую тему, Рылеев укреплял дружбу, братские связи двух народов — русского и украинского. Прочтя «Наливайко», украинский поэт и историк Н. А. Маркевич в сентябре 1825 года писал Рылееву: «Примите… благодарность… вы много сделали, очень много… Вы возвышаете целый народ». Украинский историк М. П. Драгоманов вспоминает, что еще в 1850-е годы «Войнаровский» и «Исповедь Наливайки» «переписувались в наших потайних тетрадках поряд з творами Шевченка i читались з одинаковим запалом».

Поэзия Рылеева, сохраняя свою большую агитационно-пропагандистскую роль во всей последующей борьбе с самодержавием, не прошла бесследно и для развития русской литературы. Н. П. Огарев, вспоминая литературу 20-30-х годов, заявил: «Его влияние на тогдашнюю литературу было огромно». Под впечатлением стихов Рылеева в «Войнаровском» об обольщенной Мазепой дочери Кочубея Пушкин разрабатывает психологическую ситуацию Мазепы и Марии в поэме «Полтава». Гражданственная поэзия Рылеева оплодотворила вольнолюбивые героико-патриотические и сатирические мотивы в творчестве А. И. Одоевского и Н. М.. Языкова, Пушкина, Лермонтова и А. И. Полежаева, Некрасова, А. К. Толстого и других поэтов. Некрасов, явно продолжая гражданско-героические мотивы Рылеева, создает стихотворение «Поэт и гражданин».

Влияние поэзии Рылеева вышло далеко за пределы нашей родины. Так, немецкий демократический поэт А. Шамиссо, вдохновленный поэмой «Войнаровский», сочинил поэму «Изгнанники» и издал ее в 1831 году.

Поэзия Рылеева навсегда сохранит историко-литературное значение как памятник гражданско-героического мужества, проявленного лучшими людьми нашей страны в освободительной борьбе. Н. П. Огарев пророчески сказал в стихотворении «Памяти Рылеева», что благородный подвиг воинствующего поэта пребудет «Святыней в памяти народной На все грядущие года».

Поэзия Рылеева не теряет своего непосредственного идейно-эстетического звучания.

Чистота и сила ее гражданско-героических побуждений, подчинивших все другие чувства, покоряет и еще долго будет покорять и умы, отзывчивые ко всему доблестно-возвышенному и нравственно-прекрасному.

 

Реклама от Literature-XIX.Ru