Русская литература XIX века

Кондратий Федорович Рылеев
1795-1826

Образ поэта

В стихотворном «Извинении перед Н. М. Т-вой» он уверяет: «Не Лира мне дана в удел угрюмым Кроном, А острый меч, чтобы ужасным быть врагу!» Рылеев и в дальнейшем настаивает на том, что он прежде всего гражданин. Отдавая плоды своих поэтических трудов на суд А. А. Бестужеву, он предупреждает: «Я не поэт, а Гражданин». Это была его творческая позиция.

Противопоставляя себя поэтам, отрешившимся от гражданских обязанностей, лишенным чувства долга, Рылеев стремился подчинить поэзию социальной борьбе и придать своим идеям могучую силу художественного воздействия. В своих стихах он рисует образ истинного поэта. Каков же он? Это не жрец Аполлона, произносящий «бессвязные аккорды». Его облик определяется эстетической программой «Союза благоденствия». Ему нет равного по высоте предназначенья. Это пламенный отчизнолюбец, вдохновенный трибун и неутомимый проповедник добра, бесстрашный общественный борец, народный вождь. Он «выше всех на свете благ» ставит общественное благо. Долг поэта, непримиримого врага зла, — воспламенять в «младых сердцах» святую ревность к истине и доблесть добродетели ( «Державин»). Его всегдашний удел — «борение с толпой совместников, врагов, И с предрассудками, и с завистью докучной» ( «Послание к Н. И. Гнедичу»). Подлинный поэт призван воспевать великие «деянья предков» ( «Рогнеда»), славить героические подвиги во имя отечества, вызывающие восторг и трепет внуков ( «Гражданское мужество»). Проникнутый пафосом гражданского служения, занятый думами о родине, истинный поэт — вещий провидец будущего ( «Боян», 1822). Объятый священными чувствами «любви к общественному благу», поэт в дерзновенных порывах к лучшему уносится «с земли» в даль грядущего ( «Бестужеву»). Подлинный поэт с презрением отвергает ложь и избирает лишения во имя истины. Исполненный достоинства и чести, готовый на любые жертвы и муки, он с гордостью произносит: «Нет, нет! не уступлю за блага жизни сей, Ни добродетели, ни совести моей!» ( «Путь к счастию», 1821, 1888).

Образ поэта, поборника справедливости, славился и раньше, в особенности Державиным и Радищевым. Но никогда еще поэзия боевой гражданственности не отстаивалась с такой последовательностью и страстью, с какой ее защищает Рылеев. Преувеличивая гражданственность автора «Фелицы» ( «Державин»), оберегая вольнолюбивого Гнедича, «питомца важных муз», от шипящих завистников ( «Послание к Н. И. Гнедичу»), он утверждал поэзию боевой актуальности.

Облик поэта-гражданина, мужественного рыцаря и «пророка» свободы стоит в центре творчества Рылеева последних лет. Этот образ возник и оформился как прямое выражение декабристского мировоззрения.

 

Реклама от Literature-XIX.Ru