Русская литература XIX века

Кондратий Федорович Рылеев
1795-1826

Социально-политические стихи. «К временщику».

Первое произведение Рылеева, появившееся в печати, — сатира «К временщику». Написанная по сюжетной канве сатиры обличительного поэта М. В. Милонова ( «К Рубеллию»), она намного превзошла ее идейно и эстетически. Вынося деспотическому фавориту беспощадное осуждение, поэт обращается к самым резким эпитетам: «надменный», «подлый и коварный» временщик, «неистовый» тиран, «хитрый льстец», наконец — «подлец». Уничтожая славу временщика мгновенную, власть ужасную и сан величавый, Рылеев противопоставляет его нравственной низости душевное благородство, сану и роду — прямые достоинства сердца и ума: «Не сан, не род — одни достоинства почтенны».

Создавая послание «К временщику», Рылеев продолжал обличительно-сатирические традиции классицистского направления, обращаясь к высокой лексике. Но он придал сатире в то же время не свойственную классицизму горячность чувств, непосредственность, динамичность и превратил ее в лирически страстный монолог. Ораторскому пафосу монолога, произносимого народным трибуном, способствует и торжественный шестистопный ямб, п возвышенная лексика: «взирать», «дерзать», «вострепещи», «потщусь». Энергичность монолога усиливается смежными мужскими рифмами, чередующимися с женскими. Горячий поток чувств, не укладываясь в строгий ряд однообразно повторяющихся строф, потребовал строфической свободы.

Сатира «К временщику» предельно ясная по теме и идее, блистательная по их художественному выражению. Это оригинальное произведение было опубликовано в 1820 году в октябрьском номере журнала «Невский зритель».

Сатира «К временщику» имела всем попятный прицел — всесильного фаворита Александра I, «чудовище, перед которым трепетала вся страна» (Герцен), деспота и мракобеса А. А. Аракчеева. Беззаветная отвага Рылеева вызвала сенсацию среди его друзей и врагов. «Нельзя представить, — вспоминает Н. А. Бестужев, — изумления, ужаса, даже можно сказать, оцепенения, каким поражены были жители столицы при сих неслыханных звуках правды и укоризны, при сей борьбе младенца с Еелпкапом». Сторонники Рылеева опасались за его свободу и жизнь и ждали немедленной и страшной кары. Но сатира была настолько верной, правдивой, что вельможа постыдился признать в ней себя, и «туча пронеслась мимо».

Дерзостный вызов деспотизму, смелое отстаивание человеческих прав, бескомпромиссная защита свободы, ревность к отечеству, так громко прозвучавшие в сатире «К временщику», стали идейно-тематической основой всех последующих социально-политических стихотворений Рылеева: «А. П. Ермолову», «Видение», «Гражданское мужество», «На смерть Бейрона», «Вере Николаевне Столыпиной». В оде «Видение», посвященной именинам наследника престола великого князя Александра Николаевича, явно сказались либеральные иллюзии поэта о «просвещенном монархе», свойственные правому крылу Северного общества, в которое Рылеев вскоре вступил. В свете этих иллюзий поэт, исторический оптимист, наметил для наследника широкую программу действий. Устами спустившейся с облаков Екатерины II, ставшей вдруг конституционалисткой, он желал будущему императору великих деяний на поприще мира: ратоборства за гражданские свободы, за социальное равноправие, за просвещение, за человечность — против рабства и несправедливости. Обращаясь к наследнику, Екатерина говорит: «Люби народ, чти власть закона…»

Поэт бесстрашно указывает будущему царю на возросшую силу общественного мнения, на крепнущее движение против деспотизма: «Уже воспрянул дух свободы Против насильственных властей».

 

Реклама от Literature-XIX.Ru