Русская литература XIX века

Кондратий Федорович Рылеев
1795-1826

«Гражданин» ль буду в роковое время…).

Непрестанно растущий накал социально-политических страстей, захвативших и вдохновлявших Рылеева в последние годы его жизни, с исключительной силой отразился в стихотворениях «Ты посетить, мой друг, желала» (1824) и «Гражданин» (1824-1825, 1856). Эти произведения написаны, как и «На смерть Бейрона», после встреч с Пестелем (март 1824), произведших на Рылеева огромное впечатление. Они знаменуют окончательное преодоление поэтом конституционно-монархических иллюзий. Рылеев переходит на позиции республиканизма.

Безраздельно отдаваясь бурям революционной борьбы, лирический герой Рылеева отказывается от любовных наслаждений в «роковое время» «борьбы за угнетенную свободу человека». Эта мысль еще более решительно звучит в стихотворении «Гражданин». Эта социально-политическая речь общественного трибуна построена на противопоставлении изнеженного, переродившегося племени «с хладною душой» гражданину «с кипящею душой». Ее лирический герой, укоряя тех, кто «в постыдной праздности» влачит свой век, уверяет, что юноши, не желающие постигнуть «предназначенье века», «… раскаются, когда народ, восстав, Застанет их в объятьях праздной неги И, в бурном мятеже ища свободных прав, В них не найдет ни Брута, ни Риеги».

Стихотворение «Гражданин» — вершинное произведение декабристской лирики. Оно стало эпиграфом прокламации «К молодому поколению» (1861), написанной Н. В. Шелгуновым и М. Л. Михайловым.

Стихи Рылеева, объединенные пафосом патриотизма, свободы, вражды к деспотизму, как правило, используют художественные приемы «гражданского» классицизма, сочетающиеся с глубоким лиризмом побеждающего в поэзии Рылеева гражданско-героического романтизма. Это горячие, из сердца идущие монологи в форме посланий ( «А. П. Ермолову»; «Послание к Н. И. Гнедичу»; «Вере Николаевне Столыпиной»; «А. А. Бестужеву»), од, приобретших убеждающую сердечность ( «Видение», «Гражданское мужество»), элегий ( «На смерть Бейрона»), и размышлений ( «Гражданин»).

Рылеев противопоставляет социально-политическую поэзию интимной, сентиментально-чувствительной и религиозно-мистической лирике Жуковского. Его стихотворения, отличаясь эмоциональной приподнятостью, изобилуют словами социально-политической окраски: «герой», «цепи», «вольность», «отчизна», «раб», «свобода», «закон», «народ», «гражданин».

Возвышенному пафосу стихов, произносящихся как бы с всенародной трибуны, сообщая им торжественность, служит и церковнославянская лексика: «узрев» ( «А. П. Ермолову»), «чело», «сонм», «в длани», «приемлет», «лик» ( «Видение»), «вотще», «град» ( «Гражданское мужество»), «влачить», «младой» ( «Гражданин»). Усиливая социальные ассоциации, поэт вводит в стихи имена политических деятелей прошлого — Фемистокла ( «А. П. Ермолову»), Катона, Катилины, Аристида, Цицерона ( «Гражданское мужество»), Брута, Риего ( «Гражданин»), и современности — А. А. Столыпина, Н. С. Мордвинова ( «Вере Николаевне Столыпиной») и А. П. Ермолова ( «Л. П. Ермолову»). Негодующие осуждения, ликующие восхваления и воодушевляющие призывы воплощаются здесь в напряженной синтаксической структуре восклицаний ( «А. П. Ермолову»), вопросов ( «Гражданское мужество»), эллипсисов и многозначительных умолчаний ( «Послание к Н. И. Гнедичу»), единоначатий, иногда даже тройных ( «Видение»).

Естественности и непосредственности монологических обращений служит разговорный четырехстопный ямб ( «Видение», «Гражданское мужество») и вольный ямб, в котором сочетаются самые разнообразные строки ( «А. П. Ермолову», «Бестужеву», «Гражданин»). Постепенно напрягая эмоциональную патетику стихов-монологов, поэт заканчивает их острой вершинной точкой — горячим призывом ( «А. П. Ермолову»), обобщающим выводом ( «На смерть Бейрона») и т. д. Опираясь на достижения всей предшествующей поэзии, в особенности Жуковского и Батюшкова, Рылеев разнообразит строфическую организацию своих стихов и применяет свободную строфику ( «Послание к Н. И. Гнедичу»), десятистрочные ( «Гражданское мужество»), восьмистрочные ( «Видение», «На смерть Бейрона») и чаще четырехстрочные строфы ( «А. П. Ермолову», «Гражданин»).

В лучших образцах социально-политической лирики, какими являются стихотворения «Ты посетить, мой друг, желала», «А.А. Бестужеву» и «Гражданин», Рылеев добился истинной художественности. Но заимствованные им классицистские средства высокого слога не всегда- оказываются для него органичными и последовательно подчиненными свойственному ему стилю: они начинают разноголосить с его пламенной эмоциональностью, внося в нее элементы резонерства и риторики. Многие его стихи эстетически снижаются рассудочностью, излишним обилием церковнославянской лексики и нагромождением тяжеловесных оборотов, вроде: «От всех хвалу обрел во мзду своих трудов» ( «Послание к Н. И. Гнедичу»); «Но вот с устен» . е. с уст) ( «Видение»); «Вотще коварство вкруг шипит — Он наступил ему на выю. Вотще неправый глас страстей…» ( «Гражданское мужество»).

 

Реклама от Literature-XIX.Ru