Алексей Васильевич Кольцов
1809-1842
Значение поэзии Кольцова.
Реакционная критика встретила поэзию Кольцова презрительно-пренебрежительно, как простонародную, мужицкую. Отрицая дарование поэта-прасола, она не признавала в его стихах каких-либо эстетических достоинств. По мнению Ф. Булгарина, песни Кольцова безнравственны. Прогрессивная критика в лице Белинского признавала его поэтом, обладающим «могучим», «гениальным талантом». Рассматривая Кольцова в ряду вершинных явлений русской поэзии, критик ставил его песни в один ряд с баснями И. А. Крылова, считая его выразителем «новой эпохи русской поэзии». Чернышевский утверждал, что «по энергии лиризма с Кольцовым из наших поэтов равняется только Лермонтов; по совершенной самобытности Кольцов может быть сравнен только с Гоголем». Г. И. Успенский называл Кольцова «поэтом земледельческого труда». Добролюбов считал Кольцова «великим народным поэтом», первым представившим в своих песнях «настоящую жизнь наших простолюдинов так, как она есть, ничего не выдумывая». В то же время он отметил, что поэту «недостает всесторонности взгляда; простой класс народа является у него в уединении от общих интересов только со своими частными житейскими нуждами». Правильно указывая на недостаточность «всестороннего взгляда», критик, как нам кажется, недооценивал социальное недовольство и протест, выраженные в поэзии Кольцова. Салтыков-Щедрин видел заслуги поэта в том, что «обогатив наш поэтический язык, узаконил в нем простую русскую речь» и этим самым явился в истории нашей литературы «как бы пополнителем Пушкина и Гоголя». По мнению Некрасова, высказанному в поэме «Несчастные», песни Кольцова «вещие», по оценке Л. Н. Толстого, полные «прелести и силы необъятной», по характеристике Тургенева, они «не умрут, пока будет жив русский язык».
Творчество Кольцова, вобравшее сокровища устно-народной лирики и достижения литературной жизни, во многом определило развитие последующей поэзии и оказало влияние на Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, Г. И. Успенского, Л. Н. Трефолева, И. 3. Сурикова, С. Д. Дрожжина, С. А. Есенина, Д. Бедного, Ф. Шкулева, М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, В. И. Лебедева-Кумача, А. Прокофьева и других поэтов. Есенин в стихотворении «О Русь, взмахни крылами“ признает себя продолжателем Кольцова.
Поэзия Кольцова оказала воздействие на многих поэтов братских народов: Якуба Коласа и Янку Купалу (Белоруссия)» Габдуллу Тукая (Татария), Ованеса Туманяна (Армения), Важа Пшавела (Грузия), Яна Райниса (Латвия) и многих других.
К его песням обращались многие композиторы, сочинившие свыше семисот музыкальных произведений. Среди этих композиторов М. И. Глинка, А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев, А. С. Даргомыжский, А. Г. Рубинштейн, М. П. Мусоргскии, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов.
Поэзия Кольцова широко признана и за рубежами нашеи Родины. Ее справедливо уподобляют там поэзии великого шотландского поэта Р. Бернса, «бессмертному» (К. Маркс) мастеру Французской песни П. Ж. Беранже. Переведенная на все европейские языки, она вызывает самую высокую оценку современных прогрессивных читателей во всех странах.
Реклама от Literature-XIX.Ru