Русская литература XIX века

Алексей Васильевич Кольцов
1809-1842

Самобытность творчества.

Поэзия Кольцова, посвященная в преобладающих своих мотивах деревне, переживаниям, думам и мечтам крестьянина-бедняка, обладает неповторимо-оригинальной формой. Переломным моментом творчества Кольцова, когда он самоопределяется как оригинальный поэт, считаются примерно 1830—1831 годы.

Подражатели и имитаторы народной песни: Ю. А. Нелединский-Мелецкий, И. И. Дмитриев, А. Ф. Мерзляков, А. А. Дельвиг и др. — несомненно, благотворно воздействовали на Кольцова. Они убедили его своим творчеством в важности песни как вида художественной литературы. Известно, что случайно прочтенные Кольцовым в 1825 году стихотворения И. И. Дмитриева явились как бы толчком к написанию им первых стихов. Но учился он у других поэтов. Его художественный метод, стиль, поэтическая техника складывались в первую очередь под воздействием устно-народного творчества и Пушкина.

Глубоко любя устно-народную поэзию, Кольцов стал ее неутомимым собирателем. Им записаны многие нравившиеся ему песни, присказки, анекдоты, пословицы, поговорки, меткие выражения. Произведения Пушкина, воспринимавшиеся Кольцовым как высочайшие образцы художественного совершенства, вводили его «в беспредельный мир красоты и чувства».

Именно в поэзии Пушкина этой поры наиболее точно воплощались магистральные тенденции отечественной литературы: передовая идейность, народность, реализм, демократизация героев и литературного языка. Влияние пушкинской поэзии особенно отчетливо видно при сопоставлении следующих стихотворений Пушкина и Кольцова: «Вакхическая песня» и «Веселый час», «Соловей и роза» и «Соловей» (1831). Как о самом значительном и торжественном событии своей жизни вспоминал Кольцов о встрече с Пушкиным, происшедшей в 1836 году. Лишь только поэт-прасол назвал свое имя, пригласивший его к себе Пушкин схватил его за руку и воскликнул: «Здравствуй, любезный друг! Я давно желал тебя видеть».

Видя в Пушкине главу современной ему поэзии, учителя, Кольцов 13 марта 1837 года писал издателю и журналисту А. А. Краевскому: «Прострелено солнце». В чудесном стихотворении «Лес» Кольцов называет Пушкина «Бовой-силачом», богатырем с гордой силой и царской доблестью. Осваивая лучшие традиции устно-народной поэзии, учась у Пушкина, поэт выступил подлинно самобытным художником слова. Продолжая достижения своих предшественников, он стал творцом народной песни.

Кольцов пробовал свои творческие возможности в различных стихотворных видах: раздумьях ( «Ровеснику», 1827; «Размолвка», 1828; «Спящему младенцу», 1828), бытовых зарисовках ( «Ночлег чумаков», 1828), любовных ( «Послание молодой вдове») и дружеских посланиях ( «Послание Якову Яковлевичу Переславцову», 1827), элегиях ( «Плач» 1829), романсах ( «Приди ко мне»), акростихах ( «Красавице любезной», 1827), стансах ( «Прямое счастие», 1827), балладах ( «Рыцарь»), эпиграммах ( «Ирисе», 1827), думах и песнях.

При этом своеобразие его оригинального дарования в полной мере и мощи сказалось преимущественно в национальной народной песне.

 

Реклама от Literature-XIX.Ru