Алексей Васильевич Кольцов
1809-1842
Сюжетно-композиционное своеобразие песен.
Песни Кольцова, опирающиеся на эстетические каноны устно-народной поэзии, по преимуществу сюжетны. В основе почти любой его песни эпизод, случаи, факт. Так, песня «Молодая жница» повествует о грусти девушки, встретившей вчера доброго молодца, уже давно ей приглянувшегося. Сюжетность придает песням Кольцова конкретность и занимательность.
Воссоздавая крестьянскую жизнь, в которой преобладали не довольство, а лишения, не радости, а горе, песни Кольцова часто несут в себе, как уже отмечено, драматический конфликт. Более того, эволюция поэзии Кольцова связана с нарастанием и обострением ее сюжетной конфликтности. Но драматизму обстоятельств почти всегда противопоставляются сила, воля, надежды лирического героя на лучшее и жизнеутверждающий пафос самого автора. Поэтому при наличии драматических конфликтов песни Кольцова в большинстве своем проникнуты оптимизмом. Не случайно одна из последних его песен заканчивается словами: «Не любивши тебя, В селах слыл молодцом; А с тобою, мой друг, Города ни по чем!» ( «Нынче ночью к себе», 1842).
Теснейшая связь песен Кольцова с реальной действительностью, так отчетливо проявившаяся в их сюжетности, подчеркивается и свойственными им средствами композиции. Его песни строятся различными способами. Прежде всего в форме последовательно-хронологического изложения того или иного бытового события, эпизода, явления ( «Крестьянская пирушка», «Урожай», «Косарь», «Деревенская беда»). Затем в виде монолога-раздумья, опирающегося на какой-либо жизненный случай и обычно завершающегося выводом ( «Песня пахаря», «Размышления поселянина», «Раздумье селянина»). И как переживание, обусловленное тем или иным фактом ( «Не шуми ты, рожь», «Ах, зачем меня силой выдали»).
Но при всех этих способах композиции лирический герой или автор проявляют свою активность, упрекая ( «Ах, зачем меня силой выдали»), умоляя ( «Обойми, поцелуй», 1838), исповедуясь ( «Деревенская беда»). Эта активность обусловливает применение излюбленных в народной поэзии диалогов и обращении к Сивке ( «Песня пахаря»), к лесу ( «Лес»), к степи ( «Косарь»), иногда проходящих через все произведение ( «Глаза», 1835; «Что ты спишь, мужичок?»).
Диалоги и обращения оживляют песни Кольцова, придают им своеобразную энергичность и даже сценичность. Их можно инсценировать. Создавая песни в традициях устно-народной поэзии, Кольцов рисует портреты лирических героев наиболее общими, типовыми чертами: это «добрый молодец», у которого «кудри черные Лежат скобкою», или «красна девица», у которой «лицо белое — заря алая, щеки полные, глаза темные» ( «Косарь»). Тем не менее поэт стремится к зарисовкам и их внутренних, психологических переживаний во внешних проявлениях. Так, у девушки, пораженной неожиданным известием о разлуке с любимым, «Вмиг огнем лицо все вспыхнуло, Белым снегом перекрылося» ( «Разлука»). У загрустившей по любимому жницы «Голова со плеч На грудь клонится, Колос срезанный Из рук валится» ( «Молодая жница»).
Реклама от Literature-XIX.Ru