Русская литература XIX века

Александр Сергеевич Грибоедов
1795—1829

Значение творчества Грибоедова.

Пьеса «Горе от ума» объединила в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и обозначила собой новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. В ней органически сплавились сатирическое обличение тогдашней социально-политической системы, начиная с крепостничества, и положительный герой в лице Чацкого, знаменосца будущего человеческого прогресса. «Горе от ума», по определению Н. П. Огарева, «могучее произведение» русской национально-самобытной драматургии. По широте конкретно-исторического охвата действительности, по злободневности и остроте социально-политической проблематики, по глубине идейности, по реалистической типичности характеров, а также по мастерству художественной лепки образов эта пьеса стоит в ряду самых первостепенных произведений русской и мировой драматической литературы.

Пытаясь ослабить революционную сущность, социально-эстетическую функцию «Горя от ума», один из исследователей пьесы спрашивает: «Что изменилось в доме Фамусова после того „бунта“, который учинил там Чацкий?» — и отвечает: «Ровно ничего. Оказали ли речи Чацкого хоть минимальное влияние на кого-либо из фамусовского круга? Разумеется, нет».

Но разве Грибоедов видел свою задачу в изменении мракобесной идеологии Фамусова и его окружения? И молниеносно — в течение одного дня речами Чацкого! Ни Грибоедов, ни Чацкий не могли льстить себя такими несбыточными надеждами. Цель Грибоедова — обнажить отрицательную сущность тогда господствовавшего дворянства, противопоставляя ему образ прогрессивной, свободолюбивой личности, возникающей и формирующейся в жизни. Он рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги тогдашних читателей, и в этом смысле достиг результатов, которые трудно переоценить. Да, говорит Грибоедов, Чацкие еще побеждаются в жизни, но внешней, внутренне неправой силой. Морально в пьесе побеждает не Фамусов, а Чацкий. Именно он, а не Фамусов становится дорог широким кругам читателей. Чацкий с самого первого его появления в печати и на сцене пленял своим пламенным протестом против общественной несправедливости. На него мечтал походить молодой Добролюбов. И поэтому Гончаров написал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

Пламенно-вольнолюбивый пафос, резкая сатирическая направленность против самодержавно-крепостнической деспотии обусловили колоссальное влияние пьесы «Горе от ума» еще в то время, когда она переходила из рук в руки в рукописи. Ее воспринимали как из ряда вон выходящее событие литературно-театральной жизни. «Светское евангелие» — так, по свидетельству А. А. Жандра, называли эту пьесу ее поклонники.

Появление «Горя от ума» вызвало яростные споры о ее идейно-эстетической сущности, характерах, форме. В спорах участвовали Пушкин, В. Ф. Одоевский, Белинский, Герцен, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и многие другие.

Декабристы, видя в пьесе острое орудие борьбы с самодержавием, распространяли ее путем массовой переписки. На вопрос следственной комиссии, «какие сочинения наиболее способствовали развитию в нем либеральных взглядов», декабрист В. И. Штейнгель ответил, что, наряду с «Путешествием из Петербурга в Москву»— комедия Грибоедова. По воспоминаниям декабриста А. П. Беляева, сатирические монологи Чацкого «приводили в ярость» тех, кто читал или слушал пьесу Грибоедова. «Грамотная масса, — писал Гончаров, — …сразу поняв ее красоты… разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия, развеяла всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники». Один из современников Грибоедова, изъездивший Россию вдоль и поперек, уверял, что количество ее списков будто бы переходило за сорок тысяч. «Нет уезда в европейской России, нет армейского полка, где бы ее, — утверждал И. Киреевский, — не знали наизусть».

В 1825 году из «Горя от ума» удалось напечатать в альманахе «Русская Талия» лишь отрывки. Сценическое воплощение пьесы «Горе от ума» началось также с отрывков (1829). В 1831 году разрешили постановку, а в 1833 году и публикацию, но в сокращенном виде, с искаженным цензурой текстом, «чтоб, как заметил Герцен, лишить ее привлекательности запрещенного плода». Полностью «Горе от ума» было напечатано в России лишь в 1862 году. С 1862 года она становится самой репертуарной пьесой драматической классики.

А. А. Бестужев-Марлинский писал в 1825 году в «Полярной звезде», что будущее достойно оценит «Горе от ума» и «поставит ее в число первых творений народных». Так оно и случилось. Белинский справедливо назвал «Горе от ума» пьесой дивной и бессмертной, которая вместе с «Онегиным» Пушкина явилась «школою, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь». Выдающееся значение Грибоедова в развитии русской национально-самобытной драматургии подчеркивал и А. Н. Островский. Реализм, отточенный до символа, — так оценил М. Горький реалистическое мастерство «Горя от ума».

 

Реклама от Literature-XIX.Ru