Александр Александрович Бестужев-Марлинский
1797-1837
Сюжеты и композиция.
Отстаивая прогрессивные идеи, противопоставляя себялюбию властвующего сословия душевное благородство, гражданственность одиночек, избранных натур, Бестужев-Марлинский обращается к необыкновенным, авантюрным, занимательным сюжетам, составляющим нередко сложный сплав достоверности и необузданного вымысла, заключающим в себе часто непримиримые противоречия. Исключительные сюжеты создаются им в контрасте с житейской обычностью, с пошлой заурядностью, как ее преодоление.
Необыкновенные, остроконфликтные события, составляющие сюжеты повестей Бестужева-Марлинского, потребовали соответственной их организации, основанной на приемах сложной интриги, внезапных поворотов и поражающих антитез. Осознавая жизнь ареной, на которой непрерывно идет поединок героев, идеальных лиц, лучших людей со злом, с темными силами, утверждая активную личность, писатель группирует персонажей своих произведений в резком противопоставлении. Например, в повести «Лейтенант Белозор» противоположностью главного героя является начальник береговой охраны французских оккупантов, а в повести «Аммалат-бек» главному герою противостоит его злой гений — коварный националист Султан-Ахметхап.
Сложная, нарочито запутанная композиция повестей Марлинского обусловлена не только исключительностью сюжетных ситуаций, в которых действуют его герои, но и стремлением усилить их эффектность, необыкновенность, занимательность ради контраста с прозой окружающей их жизни. Почти все повести Бестужева-Марлинского изобилуют загадочными, таинственными, мелодраматическими эпизодами, мотивами народной фантастики, мистификациями. В них появляются мертвецы и привидения ( «Замок Эизен», «Вечер на Кавказских водах в 1842 году», «Латник»), но при этом без малейшего налета мистики. Мертвец, черный латник, мстящий Регинальду и Луизе, оказывается не Бруно, а его родным братом, похожим на покойного «волос в волос, голос в голос» ( «Замок Эй-зен»). Зарницкий встретил в пустой усадьбе Шуран не привидение, не блуждающую тень несчастной Лизы, а ее дочь Елизавету Павловну Баянову, только что приехавшую в усадьбу ( «Латник»). Чертовщина «Страшного гадания» — плод сновидения рассказчика. Материалистически объясняя страшное, загадочное и таинственное, Бестужев-Марлинский обнажает ложь мистики, подрывает основы чудесного как сверхъестественного и необъяснимого. Его загадочное — своеобразная пародия на мистику всей реакционной литературы, в том числе и уныло романтической.
Композицию произведений Марлинского отличает свобода и непроизвольность. Повышая интерес, напрягая действие своих повестей, Марлинский нередко перебивает их объективное повествование вставными эпизодами, жанровыми сценами, беседами с читателями, лирическими отступлениями. В лирических отступлениях, всегда кипящих чувствами, писатель делится воспоминаниями о прошедшем, выражает свои непосредственные переживания, высказывает сокровенные думы. В повести «Фрегат „Надежда“ волнующие лирические отступления о жизни („На три вещи могу я смотреть по целым часам“), о море („И ты, море, бурный друг моей юности!“) и о своей судьбе („Море, море! тебе хотел я вверить жизнь мою!“). В повести „Мулла-Hyp“ покоряет своей действенной эмоциональностью отступление о молодости („Молодость, молодость! Волшебный край жизни!“).
В повестях Марлинского значительное место занимает природа. Как правило, писатель видит ее прекрасной и все свое умение прилагает к тому, чтобы полнее, выпуклее выявить ее чарующие свойства. Эстетизация или поэтизация прекрасного — так можно условно определить манеру пейзажных зарисовок Бестужева-Марлинского. Гармония природы призвана здесь, как это обычно у романтиков, оттенять дисгармонию социальной жизни. Путем сходного, тождественного или контрастного сопоставления писатель привлекает природу для выражения или подчеркивания чувств, настроений своих героев. Вспомним: „И взоры его (Правина) сквозь чистое окно упали на беспредельное море. Оно было мрачно и пусто, подобно его душе“ ( «Фрегат „Надежда“). Ярчайшим аналогом, символом чувств и настроений героя является пейзаж „Прощания с Каспием“.
Живости и занимательности композиции повестей Бестужева-Марлинского много содействуют быстрые и частые переходы от драматизма к комизму (например, смена появлений латника, а потом французского пленника в „Латнике“), от иронии и сатиры к лирике (первое письмо княгини Веры к своей родственнице в повести «Фрегат „Надежда“), применение самых различных форм повествования, в частности переписки, дневника („Аммалат-бек“), описания и диалога („Лейтенант Белозор“).
Реклама от Literature-XIX.Ru