Русская литература XIX века

Александр Александрович Бестужев-Марлинский
1797-1837

Лирика.

Первые лирические произведения Бестужева — пробы и поиски в самых различных жанрах. Это перевод «Оды о навигации» Лагарпа ( «Дух бури», 1818), дружеское послание «К Креницыну» (1818), «Подражание первой сатире Боало» (1819) и Овидию ( «Обитель сна», 1820), диалог Крутона и Людмилы из комедии «Оптимист» (1819), явно напоминающий мольеровского «Мизантропа», иронико-сатирическое обращение к «Некоторым поэтам» (1819), героические элегии «Близ стана юноша прекрасный» (1818—1819) и «Михаил Тверской» (1824), несколько шарад и эпиграмм (1818—1825).

Но жанровые искания Бестужева с самого начала шли в определенном творческом направлении, о котором он отчетливо заявил в предисловии к поэме «Андрей, князь Переяславский»: «По духу времени и вкусу я был романтиком до конца ногтей».

Ведущие идейные мотивы стихотворений Бестужева, написанных до декабристского восстания, — сатирическое обличение властвующей деспотии, жизнеутверждение, свободолюбие, гражданственно-патриотическая героика. Эпикурейские мотивы, выражая оптимистическое, вольнолюбивое, стихийно-материалистическое восприятие мира, органически вплетаясь в лирику, занимают в ней все же подчиненное место.

Именно в это время Бестужев рисовал образ поэта-гражданина, который, преодолевая все лишения, беспощадно клеймит высший свет и славит лучших сынов отечества ( «К некоторым поэтам»).

Поэт обращается к лирике и после 14 декабря. Но ее тематика резко меняется. На первое место выдвигаются любовные переживания ( «Ей», 1828; «Алине», 1828; «Разлука», 1829) и философские раздумья ( «Череп», 1828; «Часы», 1829; «Сон», 1829). Значительную роль начинают играть пейзажные зарисовки: «Финляндия» (1829), «Осень» (1829), «Шебутуй» (1829). Пишутся стихи на случай: «Имениннику» (1828), «В день именин» (1829).

Крушение социально-политических надежд, тяготы ссылки наложили на некоторые стихи поэта печать грусти, скорби, тоски, даже трагизма социального отщепенца, изгоя, одиночки. В стихотворении «К облаку» (1829) лирический герой с горечью произносит: «И я погибну вдалеке от родины и воли!» Но преобладающий их пафос оптимистический. Бестужев не пал духом, не раскаялся в своих убеждениях. Его верность идеям декабризма наиболее четко сказалась в стихотворении «Тост» (1829) и в поэме «Андрей, князь Переяславский», создававшейся в 1826—1827 годах, но оставшейся незаконченной. Поэма без ведома автора опубликована в 1828 году. Ее идеализированный герой — удельный князь, младший сын Владимира Мономаха, народолюбец. Пламенея ненавистью к деспотизму киевского князя Всеслава, он защищает независимость и свободу своей отчизны, борется за национальное единство Руси.

Идейно-тематические мотивы поэзии Бестужева-Марлинского предвозвещали появление лирики Лермонтова.

 

Реклама от Literature-XIX.Ru