Русская литература XIX века

Константин Николаевич Батюшков
1787—1855

Значение творчества Батюшкова.

По своему идейно-эстетическому значению творчество Батюшкова явно уступает создателю романа «Евгений Онегин».

Белинский, очень высоко ценя дарования Батюшкова, так сказал о его поэзии: «Это еще не пушкинские стихи: но после них уже надо было ожидать не других каких-нибудь, а пушкинских». В 10-е годы XIX века Батюшков воспринимался как классик русской поэзии, произведения которого многие читатели знали наизусть. Л. А. Бестужев-Марлииский, восхищаясь его стихами, в 1823 году писал: «Батюшков остался бы образцом поэтов без укора, если б даже написал одного „Умирающего Тасса“». Сравнивая Батюшкова с Жуковским, современная ему и последующая критика считала его не вторым, а лишь другим. Пушкин писал о литературной школе, «основанной Жуковским и Батюшковым». Белинский вслед за другими критиками справедливо назвал Батюшкова-прозаика «превосходнейшим стилистом». Его стремление к простоте, ясности и точности, его лучшие достижения в области стиха и прозы осваивались всей последующей прогрессивной литературой и, несомненно, способствовали формированию как гражданского романтизма, так и реализма. Но свое особое место в Пантеоне русской литературы Батюшков занял все же не прозаическими, а стихотворными произведениями.

Батюшков, кроме стихов, писал повести ( «Предслава и Добрыня», «Гризельда»), очерки ( «Отрывок из писем русского офицера о Финляндии», «Похвальное слово сну», «Прогулка по Москве», «Воспоминание мест сражений и путешествий», «Воспоминание о Петине», «Путешествие в замок Сирей»), литературно-критические статьи ( «Нечто о поэте и поэзии», «О характере Ломоносова», «Вечер у Кантемира», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»), философско-публицистические раздумья ( «Нечто о морали, основанной на философии и религии»).

В полном соответствии с поэзией прозаические произведения Батюшкова, в особенности повесть «Предслава и Добрыня» и очерки «Прогулка по Москве», «Воспоминание о Петине», глубоко патриотичны. Проза Батюшкова в своей основе повторяет стилевую эволюцию его стихов. Если в первых ее произведениях властвуют сентиментально-романтические средства, подчиненные утверждению красоты природы ( «Отрывок из писем русского офицера о Финляндии») и пламенно-чувствительной любви, преодолевающей все преграды ( «Предслава и Добрыня»), то в последних — романтико-элегические мотивы ( «Воспоминание мест сражений и путешествий»; «Воспоминание о Петине»). В отличие от стихов в прозе Батюшкова все более отчетливо проступают реалистические элементы. Но он. не стал реалистом, каким хотят его видеть некоторые исследователи. Вклад Батюшкова в развитие русской литературы, в социально-эстетическое воспитание многих поколений очень велик. Продолжая традиции «легкой поэзии», враждебной господствовавшей тогда религиозной морали, Батюшков своеобразно отражал освободительные веяния возникавшего и нараставшего общественного подъема преддекабристской поры. Влияние «легкой поэзии» Батюшкова, ее благозвучность и музыкальность явственны в творчестве В. Л. Пушкина, Д. В.Давыдова, П. А. Вяземского, Н. М. Языкова, А. А. Дельвига, Е. А. Баратынского, Н. Ф. Щербины, А. Н. Maйкова, А. А. Фета и многих других поэтов. Воздействие ранних стихов Батюшкова сказалось и на поэзии Рылеева ( «Видение на берегах Леты» и «Путешествие на Парнас», «Веселый час», «Мои пенаты» и «Друзьям», «К Лачинову»). Наряду с Жуковским Батюшков содействовал трансформации классицистской жанрово-видовой системы.

Творец «легкой поэзии» явился прямым предшественником Пушкина в создании отечественного литературного языка. По мнению Пушкина, Батюшков «сделал для русского языка то же самое, что Петрарка для итальянского».

Как и Жуковский, это поэт огромной культуры. Проявляя живейший интерес к иностранной литературе, владея французским, итальянским и немецким языками, он приобщал отечественных читателей к произведениям античности (Тибулл), французской (Лафонтен, Буало, Парни, Мильвуа), итальянской (Петрарка, Тассо), немецкой (Шиллер) и английской (Байрон) литературы. Батюшков создал такие оригинальные произведения, которые сохраняют социально-эстетическую действенность и сегодня. Это по преимуществу стихи, утверждающие жизнь, славящие земные радости и наслаждения, воспевающие любовь и дружбу. Они явно перекликаются с материалистическим восприятием жизни современных читателей. Лучшие среди них — «Веселый час», «Ложный страх», «Элизий», «Радость», «Мои пенаты», «Пленный», «Вакханка», «Мой гений».

В этих стихах просветительско-гуманистические идеи, нравственно возвышающие человека, отстаивающие его естественные права, нашли гармоническую форму, в которой слились ясность, скульптурная рельефность, изящество и музыкальность.

Добрая ссылка: запчасти к вторичным приборам

 

Реклама от Literature-XIX.Ru