Николай Васильевич Гоголь
1809-1852
«Тарас Бульба».
Не находя в окружающей его действительности, в господствующем сословии положительных характеров, способных стать поучающим образцом, Гоголь обратился к прошлому, к XVI—XVII векам. В 1833—1834 годах он пишет историческую повесть «Тарас Бульба». Вошедшая в состав «Миргорода», повесть во многом не удовлетворила писателя, и он продолжал трудиться над ней до середины 1842 года.
Это монументальное произведение отразило эпоху героической борьбы украинского народа за свое национальное освобождение. Центром освободительного движения стала Запорожская Сечь, организация вольнолюбивого украинского казачества, сложившаяся в середине XVI века в низовьях Днепра. В развитии Запорожской Сечи имели место и социальное расслоение и власть старшины, опиравшаяся по преимуществу на зажиточное казачество. Опуская это, Гоголь сосредоточил внимание на более важном для него. Ведущий пафос этого произведения не в изображении социальной среды, ее противоречий, а в утверждении демократических основ Запорожской Сечи, в прославлении ее духа товарищества и коллективизма, в воспевании стремлений запорожцев к воле и свободе, их преданности отечеству. Следуя исторической правде, писатель изображал Сечь своеобразным рассадником национального и социального вольнолюбия, питомником военной отваги и удали, откуда выходили мужественные храбрецы, «гордые и крепкие, как львы!»
Если Пушкин в трагедии «Борис Годунов» осознавал народ как определяющую силу истории, то Гоголь в повести «Тарас Бульба» показал его великую гражданско-патриотическую силу, впервые в мировой литературе сделал его основным героем художественного произведения.
События, изображенные в повести, происходят до воссоединения Украины с Россией (1654). Но Гоголь, верный исторической правде, отчетливо выразил давние братские чувства русских и украинцев.
Известно, что в пору, изображаемую Гоголем, любое общественно-политическое движение принимало религиозную форму, так как, по словам Энгельса, «чувства масс вскормлены были исключительно религиозной пищей». Кроме того, казачество сознательно противопоставляло православие унии, в которой справедливо видело средство своего закабаления польской шляхтой. Гоголь не скрыл и грубости нравов, «свирепства» запорожцев, объяснив его жестоким временем, «когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалялся в ней душою, не чуя человечества».
Создавая эту повесть, Гоголь использовал опыт и отечественной и западноевропейской литературы. Первая воздействовала на него по преимуществу историческими произведениями декабристов, Пушкина, а вторая — историческими романами Вальтера Скотта. Гоголь увлекался Вальтером Скоттом со школьной скамьи и считал его «гением». Но, учась у своих предшественников, он шел в историческом повествовании своим путем. Если в романах «шотландского чародея» любовная интрига способна занимать почти первостепенное или равностепенное положение с социально-исторической ( «Роб Рой»), то Гоголь на первый план выдвигает социально-исторические события и народные характеры. В то время как Вальтер Скотт очень широко, в ряде случаев явно излишне, использует приемы неожиданных перипетий и тайны, Гоголь развертывает события логически последовательно, не осложняя их хитросплетениями интриги.
Некоторые литературоведы считают эту повесть романтической (Поспелов Г. Н., Карташова И. В.). Другие видят в ней синтез романтизма и реализма (А. М. Докусов, С. И. Машинский). Третьи отстаивают ее реализм (М. Б. Храпченко и др.).
На наш взгляд, повесть «Тарас Бульба» является в творчестве Гоголя переходной от романтизма к реализму. В повести отчетливо проявляются свойства реалистического метода: стремление к обусловленности характеров социальной средой и их конкретно-исторической обрисовке. Эта повесть опирается не на игру поэтической фантазии, как утверждали буржуазные литературоведы, ё на кропотливое изучение писателем многочисленных печатных а рукописных источников. Среди них—летописи, народные думы и песни, в частности песни о запорожцах. Исследователи указывают и на возможные прототипы ее образов, например, для Тараса Бульбы — Богдана Хмельницкого и Данилы Нечая.
Повесть «Тарас Бульба» привлекает правдой большого исторического события, истиной цельных характеров, верностью их крупных страстей. Ее автор правильно видит причины воплощаемых им характеров в конкретно-исторических условиях, в том; что «их вышибло из народной груди огниво бед». Однако ведущий пафос повести — романтический.
Тарас Бульба — главный герой повести. Это необычная, из ряда вон выходящая, исключительная личность. В ней отражаются лучшие свойства не какой-либо отдельной группы, а всего казачества в целом. Это могучий человек — железной воли, подлинно народной мудрости, щедрой души, необычайной простоты; выдающейся храбрости, значительного полководческого умения; неукротимой ненависти к врагам своей отчизны. Гоголь подчеркивает, что за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит «вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отомстить за посмеянье прав своих».
Гоголь нарочито лишает Тараса последовательной реально-бытовой конкретности, так свойственной Собакевичу, Манилову, Коробочке. В его характере писатель воплотил подлинно народный идеал человека, жертвующего собой ради народного счастья.
Ратными подвигами по возрасту Тарас уже давно заслужил полный отдых. Но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей. И это не дает ему покоя: Тарас Бульба превыше всего ставит любовь к отечеству. Пока рубежи родины в опасности, а руки держат саблю, он считает себя мобилизованным. Общенародное дело становится его личным делом, вне которого он не мыслит своей жизни. На оборону родины им снаряжаются и сыновья, только что окончившие Киевскую академию.
Правдиво воссозданы в повести и характеры сыновей Тараса; Остап, как и отец, — прямодушный отчизнолюбец, свято сохраняющий верность казацкому братству, общественному долгу. Ему, суровому, мужественному, несгибаемо-стойкому воину, «казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Андрий — индивидуалист и эгоист по всему душевному складу, отличается изнеженностью, страстностью, пылкостью чувств, преобладающих над рассудком. Увлечение красотой, изяществом речи, образованностью воеводской дочери, мишурным блеском польской аристократической культуры ведет его к разрыву с традициями своего народа, к измене отечеству. Применяя принцип резко контрастного сопоставления, так присущего романтизму, Гоголь показывает их крупными линиями, подчеркивая героическое служение общему благу в одном и индивидуализм в другом.
Гоголь не скрыл искренности и глубины любви Андрия к польской панне. Но не оправдал, а обвинил его и показал, что, поставив свое любовное чувство выше гражданских обязанностей, он пал как человек.
Героическими свойствами отличаются не только Тарас, но и другие запорожцы. Им, как и Тарасу Бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие и жадное скопидомство. Подобно ему, они презирают смерть. Это люди одной великой цели — укрепления объединяющего их товарищества, защиты своей родины и веры. Воплощая слияние личных и общественных стремлений, «широкий размет» народной души, они живут как богатыри и умирают исполинами.
Сосредоточивая внимание на образе национального героя — Тарасе Бульбе, Гоголь строит повесть, используя средства композиционной центростремительности. Развитие повести совершается не путем постепенного чередования эпизодов, последовательно вытекающих друг из друга и составляющих единое событие со строго определенным конфликтом. Произведение строится как цепь эпизодов драматически развертывающейся борьбы запорожцев за свою национальную независимость.
Гоголь поставил перед собой задачу воспроизвести колорит целой эпохи, ограниченной не менее чем двумя столетиями. Отсюда обращение к самым общим историко-бытовым реалиям, пренебрежение к географически-местным обозначениям происходящих событий. Тарас Бульба колесил по многим селам и городам Польши, но в повести названы лишь Дубно и Варшава.
Искусство композиции повести «Тарас Бульба» сказалось в том, что ее ведущий герой служит как бы олицетворением народа, воплощением его исторических судеб: герой и события народной жизни даются в органической слитности. Писатель широко включает в повесть народные сцены: быт и нравы Сечи. Показывая, что даже такой могучий человек, как Тарас Бульба, не исчерпывает всей народной сущности, Гоголь дает галерею ему подобных богатырей казачества в лице Мосия Шило, Степана Гуски, Бовдюга, Кукубенко.
Центральным эпизодом повести, воссоздающей освободительную борьбу народа, несомненно, является осада города Дубно. Роскошным убранством, кичливой надменностью, социальной разрозненностью поляков, с одной стороны, и скромностью одежды, демократичностью поведения, социально-патриотической слитностью запорожцев — с другой, автор резко подчеркнул, что враждующие лагеря — это шляхта феодально-католической Польши и простой украинско-русский народ. Все сражение, иллюстрируя необычайную воинскую доблесть всех участников, рисуется в эмоционально-повышенных тонах, гиперболически и динамически.
Придавая своему повествованию эпическую важность, монументальность, Гоголь часто обращается к развернутым сравнениям и составным эпитетам ( «глухоответная земля», «лилово-огненным светом», «темно-ореховые волосы»).
В полном соответствии с максимально-обобщенным изображением выдающихся характеров казаков Гоголь восторженно-патетически рисует бескрайнюю ( «Зелено-золотой океан»), красочно живописную, ослепительно прекрасную степь ( «брызнули миллионами разных цветов»). Переливами ее красок он оттеняет чувства героев, рельефнее выражает их настроения.
Язык повести «Тараса Бульбы» строго подчинен правде жизни. Ее персонажи, подтверждая свою национальность, употребляют украинизмы ( «жинка», «хлонята», «вечеря», «кухоль»). Их сословная демократичность, принадлежность к трудовым слоям сказывается в употреблении народных просторечий, иногда вульгарных: «садить… тумаки», «толпа отдирала танец», «жарили… пулями». Непринужденный юмор и едкая ирония нередко соседствуют здесь с гражданской патетикой, интимно-лирическая лексика — с торжественно-эпической. Но преобладающая речевая тенденция повести народно-песенная, былинная и литературная. В традициях романтизма ее персонажи чаще говорят возвышенно-эпически и в то же время эмоционально-приподнято. Патетичны речи Тараса Бульбы за православную веру, Запорожскую Сечь, родину и товарищество. Наиболее яркая из них о товариществе-братстве, скрепленном духовным родством, превыше всего ставящем общее благо, любовь к родине и ее священным обычаям.
Обращение Тараса к единоначатиям, к рельефной образности, к афористичности, умелое использование сопоставлений и противопоставлений, нередко выраженных лексическими повторами и синтаксическими параллелизмами, показывают Тараса Бульбу как человека образованного и красноречивого. Недаром он знал Горация.
Гоголь выступает в повести летописцем исторических событий, сказителем богатырских подвигов необыкновенных героев, но чаще всего эмоционально-патетическим поэтом. В духе народного плача он воссоздает переживания матери, расстающейся со своими сыновьями.
Битва под Дубно излагается в форме сказа, в котором монументально-эпическая гиперболика, характеризующая подвиги богатырей из Запорожской Сечи (битва — пир, воины — орлы), сплавляется с высоким, проникающим в душу лиризмом (троекратное обращение Тараса к казакам).
Гиперболизуя, Гоголь применяет стилистику былин: «Там, где прошли незамайновцы, — так там и улица, где поворотились — так уж там и переулок!» Усиливая образность и лиризм повествования, автор обращается к анафорическим фразам, к повторам, к риторическим восклицаниям, вопросам, к народно-поэтической символике: «Как же вскинулись козаки! Как схватились все! Как закипел куренной атаман Кукубенко…»
Взволнованности, динамичности, величавости речи автора и персонажей содействует часто применяемая инверсировка, в особенности глагольная: «И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали их…»
На протяжении развертывающихся событий Гоголь неоднократно превращается в их очевидца, участника, заинтересованного свидетеля и комментатора, что было особенно свойственно романтизму. Так, предостерегая увлекшегося Шило, писатель просит: «Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад!» Захваченный драматизмом сражения, потрясенный потерями запорожцев, Гоголь призывает: «Козаки, козаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!»
Лирический строй речи персонажей и самого автора повести нередко приобретает ярко выраженную ритмичность. Ритмизуя речь, Гоголь пользуется чередованием фраз тождественной синтаксической структуры, анафорами, тавтологией, повторами (нередко троекратными!): «А что, паны, — сказал Тарас, перекликнувшись с куренным, — есть еще порох в пороховницах? Не ослабела еще козацкая сила? Не гнутся ли козаки?» — «Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще козацкая сила; еще не гнутся козаки!»
Придавая своей речи народно-песенный и былинный колорит, Гоголь часто пользуется сочинительной конструкцией фразы, употребляя союзы «и» и «а»: «Оглянулись козаки, а уж там, сбоку, козак Метелиця угощает ляхов, шеломя того и другого, а уж там, с другого, напирает с своими атаман Невылычкий, а у возов…» Повесть «Тарас Бульба» по точному смыслу своего содержания и манере его оформления — историческая народно-героическая эпопея. В судьбах ее главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий истории русской земли, истории русско-украинских отношений. Эта эпопея, говоря словами Гоголя из его письма к Н.М. Языкову, обращалась к прошлому, чтобы «вразумить настоящее» и чтобы «почесался в затылке современник».
«Тарас Бульба» — глубоко трагическое произведение. Здесь гибнут все основные персонифицированные герои. Но при этом эпопея не трагична, а оптимистична стремлением к воле, глубочайшей верой гибнущих героев в правоту и святость своего дела, в торжество пламенно ими любимой родины, в бессмертие народа. Автор утверждает, что мощь народа, взрастившего таких богатырей, как Тарас Бульба и Остап, неиссякаема и непобедима. Горячий патриотизм, богатырство героев, фольклорные мотивы, эпопейный размах явно связывают «Тараса Бульбу» с традициями великой поэмы начального периода русской литературы — «Словом о полку Игореве».
Белинский назвал повесть «дивной эпопеей… достойной Гомера», должной занимать «почетное место между созданиями первого разряда величайших творцов». Вскоре после выхода эпопеи в окончательной редакции она была переведена на многие европейские и славянские языки, и ее основной герой вошел в галерею положительных образов мировой литературы.
«Миргород» — крупный шаг в художественном развитии Гоголя. Глубина отрицания современной ему пошлой жизни и утверждение положительных гражданско-патриотических идей дали возможность Белинскому назвать Гоголя «главою литературы» и преемником Пушкина.
Реклама от Literature-XIX.Ru