Василий Андреевич Жуковский
1783-1852
Эволюция романтизма
Подъем творчества Жуковского в основном завершился во второй половине 10-х годов. Социально-политические послания, написанные Жуковским в 1812-1814 годах, вызвали большой интерес и в царской семье. Особенное впечатление произвело послание «Императору Александру», в котором поэт высказал и свое благоговейное преклонение перед личностью державного повелителя, якобы самим небом дарованного для счастья народа. В 1826 году поэта, назначили воспитателем наследника престола. Пребывание при царском дворе способствовало ослаблению либеральных и усилению консервативных тенденций в мировоззрении поэта. Именно в эту пору крепнут его религиозно-мистические настроения.
Эволюции романтизма Жуковского, определяемой окружающими его социальными обстоятельствами, в какой-то степени содействовала и западноевропейская, в подавляющей части немецкая, реакционно-романтическая эстетика. С Ф. Бутервеком (1766-1828) поэта объединяли взгляды на задачи искусства, призванного постигать идею мировой гармонии и «устремлять» человека к небесам, с В. Ваккенродером (1773-1798) и Л. Тиком (1773-1853) — идея слияния искусства с религией, с Новалисом (1772-1801) — утверждение поэзии как откровения.
Задача поэзии (поэта), как она формулируется Жуковским этой поры, изображая видимую красоту, — приоткрывать и завесу, скрывающую небесную ( «неописанную») красоту, приобщая к ней непосвященных. Как это очевидно, проблема поэта и поэзии решается здесь в духе мистико-идеалистнческой философии позднего Шеллинга и Шлегеля.
Наличие мистики в творчестве поэта обусловливало неопределенность, недосказанность, многозначность, символику: «И
Жуковский все более и более проникается верой в возможность просвещенно-облагороженного, добродетельного самодержавия ( «Цвет завета»). Сближение с царской семьей, усиливая реакционные тенденции, ограничивало творческие возможности поэта. Редкое поэтическое дарование часто растрачивалось им на мелочи. Он принужден был заниматься составлением сборников переводов «Fur Wenige» ( «Для немногих», 1818), распространявшихся лишь среди придворных, сочинением мадригалов, подобных «Видению» (1828), и стихотворных пустяков, вроде «Платок гр. Самойловой» (1819) и «В комитет, учрежденный по случаю похорон белки» (1820).
Появление в творчестве Жуковского религиозно-мистических устремлений уже во второй половине 10-х годов вызывает недовольство прогрессивных писателей, выразившееся, в частности, в творческой полемике ( «Ольга» Катенина), а также в пародировании его произведений (например, в комедии «Студент» А. С. Грибоедова и П. А. Катенина и в поэме «Руслан и Людмила» Пушкина), П. А. Вяземский упрекал поэта в «дворцовом романтизме». В: литературных кругах широко распространялась приписываемая А. А. Бестужеву пародия на «Певца…»: «Из савана оделся, он в ливрею… С указкой втерся во дворец». Усиление в творчестве Жуковского консервативных тенденций вело к утрате его влияния как новатора стиха.
Поддаваясь влиянию консервативных социально-политических взглядов, Жуковский встретил восстание декабристов резко отрицательно. В последекабристскую пору Жуковский обращается к сказкам. Первые сказки писались им еще в 1831 году в творческом соревновании с Пушкиным. Но все они, по преимуществу переводные, весьма далекие от подлинно народного духа, пропагандируют религиозно-нравственные идеи, терпение, покорность и примирение. Сказки Жуковского явно перекликаются с волшебными мотивами его баллад, из которых самые последние написаны в 1833 году ( «Уллин и его дочь», «Элевзинский праздник»).
В творчестве Жуковского наряду с малыми формами лирики были сюжетно-сложные лиро-эпические виды. Около середины 30-х годов преобладающими жанрами его творчества становятся поэма и повесть в стихах. Это отражало и общую тенденцию историко-литературного процесса — усиление в нем эпического начала. Темами и сюжетами лиро-эпических произведений поэт берет, как правило, необычное, таинственное, загадочное, чудесное. Ведущие герои этих произведений необыкновенны по своей внутренней сущности или внешнему облику. Чаще это смелые, благородные, гуманные, возвышенно мыслящие и чувствующие личности, действующие в исключительных обстоятельствах. Многие из них находятся в разладе с действительностью, переживают трагедию взаимной, но безнадежной любви, предпочитают активной борьбе за свое счастье на земле покорность судьбе и веру в загробный мир.
Рост религиозно-мистических мотивов отчетливо виден в таких произведениях, как «Чаша слез» (1831), «Взгляд на землю с неба» (1831), «Горько плача и рыдая» (1837), «Капитан Бопп» (1843), «Выбор креста» (1845), «Египетская тьма» (1846). Для Жуковского поэзия окончательно становится религиозным откровением. Он полностью принимает назначение поэзии, выраженное в переведенной им в 1839 году драматической поэме «Камоэнс» немецкого писателя Фр. Гальма: «Поэзия небесной Религии Сестра земная, Поэзия есть бог в святых мечтах земли». Однако при несомненном постепенном укреплении консервативных воззрений Жуковский долго сохранял и либерально-гуманистические тенденции. В творчестве поэта эти тенденции проявлялись в пропаганде абстрактно-гуманистической нравственности и справедливости, находившей горячий отклик даже у таких передовых людей, как Герцен. В 1836-1837 годах он с восхищением отзывался о переводах Жуковским «Аббаддонны» из «Мессиады» Ф. Г. Кдопштока, «Девы Орлеанской» Ф. Шиллера и «Ундины» реакционного немецкого романтика Фуке (Фридрих-де ла Мотт, 1777-1843).
Характеризуя Жуковского как поэта, нельзя не упомянуть и его личных нравственных качеств, несомненно оказавших влияние на находившихся с ним в тесной дружбе людей: редкого прекраснодушия, необыкновенной доброты, кристально сердечной чистоты. В общественном поведении либеральные тенденции Жуковского проявились в неприятии крепостничества. Отстаивая иллюзии об идеальном, «просвещенном» монархизме, поэт никогда не становился последовательным защитником современного ему самодержавия. Знаменательно, что автор послания «Императору Александру» не откликнулся на его смерть. Стремясь воспитать наследника русского престола в правилах гуманности, уважения законности, а не военно-деспотической муштры, он в октябре 1826 года смело писал императрице: «Если царь занят одним устройством войска, то он годится только на то, чтобы произвести 14-е декабря». Жуковский добивался смягчения участи ссыльных декабристов, содействовал возвращению из ссылки Пушкина, Ф. Н. Глинки и Герцена, способствовал освобождению из солдатчины Баратынского, а из крепостного состояния — Шевченко, переписывался с Кюхельбекером во время его ссылки и т. д. Недаром в глухую пору последекабристской реакции, например в 1830 году, придворные недруги называли его главой всех либералов. Видя готовность поэта поручиться за И. С. Киреевского, издателя журнала «Европеец», Николай спросил его: «А кто за тебя поручится?» Именно эти либеральные тенденции мировоззрения Жуковского вызывали растущую к нему враждебность императора и определили его увольнение в почетную отставку.
В 1841 году Василий Андреевич, выполнив все обязанности воспитателя наследника, уехал в Германию и там женился на Елизавете Алексеевне Рейтерн, дочери своего давнишнего друга. В эту завершающую полосу своей жизни его религиозность приобретает все большую фанатичность. Только к этому этапу творчества поэта и могут быть отнесены слова Белинского о том, что поэзия Жуковского чужда «всякого исторического созерцания, всякого чувства прогресса, всякого идеала высокой будущности человечества».
После 1848 года, напуганный революционным движением, Жуковский сочиняет сугубо мистические произведения «Видение Иоанна Богослова» (1851-1852) и «Агасфер, вечный жид» (1851-1852), связанные с религиозными идеями откровения и искупления.
Переживая самого себя, окончательно теряя свое влияние на современную ему прогрессивную поэзию, он умирает 12 (24) апреля 1852 года в городе Баден-Бадене.
Реклама от Literature-XIX.Ru