Русская литература XIX века

Александр Сергеевич Пушкин
1799-1837

Сказки.

Укрепляясь в мыслях об определяющей роли народа В истории и все более проникаясь благоговейным уважением к его духовному облику, обычаям, поэзии, преодолевая разрыв между литературой и фольклором, сближая их, Пушкин пишет на последнем этапе своей жизни шесть сказок, из которых завершает пять: «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830). «Сказка о царе Салтане…» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834).

Ко времени их написания поэт свободно ориентировался в русской фольклористике. Источниками пушкинских сказок явились прежде всего записи русских сказок в передаче Арины Родионовны ( «О попе и о работнике его Балде», «О царе Салтане»), сказка «Рыбак и его жена» братьев Гримм ( «Сказка о рыбаке и рыбке»), фантастическая «Легенда об арабском звездочете» В. Ирвинга ( «Сказка о золотом петушке») и другие отечественные и западноевропейские фольклорные и книжные материалы ( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). Но Пушкин использовал отечественные и западноевропейские источники творчески: одухотворил Балду, сгладил грубые эпизоды ( «Сказка о попе и о работнике его Балде»), сгустил жестокость, издевательство старухи над стариком и ограничил ее властолюбие ( «Сказка о рыбаке и рыбке»), уничтожил магические заклинания, превратил медного петуха в золотого, исключил сигнализатор — медного всадника ( «Сказка о золотом петушке») и т.д.

Поэт создавал свои сказки в творческом соревновании с Жуковским и вышел победителем. Его сказки более совершенны по прогрессивности идей, по народному (крестьянскому) духу, по реалистически точной и ясной словесной живописи.

Непрерывный рост национально-исторического самосознания Пушкина раскрывался во всех родовых формообразованиях, занимавших его в 30-е годы. Но более подробно эта проблема разрабатывалась им в прозаических произведениях.

Проза интересовала Пушкина еще в лицее. В 1822 году он писал: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы». В своих раздумьях Пушкин все более и более укреплялся в том, что проза превосходит влиянием поэзию, так как «повести и романы читаются всеми и везде».

Во всех начальных прозаических пробах Пушкин обнаружил явные склонности к благородной простоте, ясности, лаконичности, сочетающихся с динамичностью развития событий и внезапностью возникающих эффектных перипетий. И Белинский, покоренный мастерством повести «Арап Петра Великого», так отозвался о ней: «Эти семь глав неконченного романа, из которых одна упредила все исторические романы гг. Загоскина и Лажечникова, неизмеримо выше и лучше… всех их, вместе взятых». Много позднее, в 1873 году, Л. Н. Толстой, прочтя первые строки повести «Гости съезжались на дачу», воскликнул: «Вот прелесть-то! Вот как надо писать… Другой бы начал описывать гостей, комнаты, а он вводит в действие сразу». И в тот же вечер Толстой написал начало будущего романа «Анна Каренина».

Планы и наброски прозаических опытов, оставленных Пушкиным, явились предварительной школой реалистического эпического Мастерства, с таким успехом осуществленного в его дальнейшем Творчестве. Первым завершенным опытом в этом роде стали «Помести покойного Ивана Петровича Белкина».

 

Реклама от Literature-XIX.Ru