Александр Сергеевич Пушкин
1799-1837
«Дубровский».
Пушкин, остро чувствовавший веяния времени, еще в пору создания «Истории села Горюхина», обратился к темам и идеям, связанным с женской эмансипацией. Он набрасывает главы двух романов: «На углу маленькой площади» (1830—1831) и «Рос-лавлев» (1831). В романе «Рославлев», полемизируя с «квасным патриотизмом» романа М. Н. Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году», писатель задумал показать образ передовой русской женщины, истинной патриотки, самоотверженно отстаивающей свои гражданские права.
Пушкина не переставала волновать и антикрепостническая тема, настоятельно выдвигавшаяся жизнью. Крестьянство, не выдерживая деспотического гнета, продолжало бунтовать и после поражения декабристов. Особенную широту народное движение приобрело в 1830—1831 годах в связи с возникновением в южных районах страны эпидемии холеры и угрозы ее распространения. Недовольство и раздраженность крестьян Пушкин наблюдал собственными глазами по дороге в Болдино и обратно (1830). Наиболее смелым оказалось восстание поселенцев, овладевших городом Старая Русса в Новгородской губернии. Вслед за ними поднялись окрестные крестьяне. 3 августа 1831 года Пушкин сообщал П. А. Вяземскому: «Ужасы. Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны». Незадолго до восстания новгородских поселенцев, в июне 1831 года, Сенную площадь Петербурга заполнили многотысячные толпы бедноты, возмущенные произволом полиции. «Народ ропщет, — замечает Пушкин в „Заметке о холере“… — мятежи вспыхивают то здесь, то там».
Перед Пушкиным, давно тревожно думавшим над судьбой русского крестьянина, над социально-политическими перспективами своей родины, с новой силой встали вопросы: как решить взаимоотношения между помещиками и крестьянами? Что сулит возможность крестьянской революции? Какой наиболее правильный путь общественного развития России? Откликом на них и явилось создание «Дубровского». Романы «На углу маленькой площади» и «Рославлев» пришлось оставить.
Работа Пушкина над «Дубровским» начата 21 октября 1832 года. Исследователи спорят о главной теме «Дубровского». Для одних это внутрисословный дворянский конфликт, а для других— крестьянское восстание. Но эти темы осуществляются в произведении в тесном единстве: служебной является тема внутрисословного конфликта, а основной — крестьянское восстание.
Пушкин рисует народ трудолюбивым, мирным, великодушным. Но слишком сурова власть помещиков, и непосильно велики их тяготы. По словам Кистеневского Антона, у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет». Пушкин подчеркивает, что кисте-невские крестьяне с самого начала активно непримиримы в своем неприятии власти Троекурова, злодейски отнявшего у Дубровского имение. Сохраняя объективность, писатель выдвигает крестьян в качестве зачинщиков бунта. Владимир Дубровский вначале старается успокоить своих крепостных, потушить их гнев против исправника и приказных, приехавших вводить Троекурова во владение Кистеневкой.
В критической литературе по-разному осознавался этот образ дворянина, возглавившего крестьянское восстание: то это попутчик народа (Д. П. Якубович, У. Р. Фохт) или борец с помещичьим государством (Л. П. Гроссман), с дворянским обществом (И. В. Сергиевский), нашедший с народом «полное взаимопонимание» (М. И. Мальцев). Но правильнее видеть в нем, на наш взгляд, временного попутчика крестьян и не в борьбе с помещичье-бюрократическим государством в целом, а со злоупотреблениями помещичье-государственной властью. Владимир Дубровский, по сути дела, не разрывает связи со своим классом и не встает на путь последовательной с ним борьбы. Он выступает не против помещиков вообще, а против деспотических самоуправцев. Им с самого начала не разделяется мятежно-бунтарская активность крестьян и признается борьба против несправедливости в основном лишь средствами просвещения, распространения гуманности, а не мерами вооруженного народного восстания. Поэтому его связь с крестьянами оказалась непродолжительной Но и крестьяне, проявляя стихийность, слабость, противоречия в собственной среде, покоряются приказу Дубровского, прекращают вооруженные выступления и расходятся.
Исследователи спорят о «Дубровском» — повесть это или роман? Пушкин задумал его в виде романа, более объемно, нежели повесть. Он осложнил начальный конфликт своего произведения (Троекуров — Андрей Дубровский) развернутыми сюжетными линиями (Владимир — Маша — Троекуров; Маша — Троекуров — Верейский; Владимир — крестьяне) и нарисовал широкий социальный фон. Воссоздавая ведущий конфликт своей эпохи — противоречия между дворянством и крестьянством, Пушкин заставил действовать и упомянул в этом произведении, по подсчету Т. П. Соболевой, шестьдесят пять персонажей.
«Дубровский» — социальный и социально-бытовой роман, отображающий нараставшее недовольство крестьян после Отечественной войны 1812 года, быт, нравы, психологию поместно-усадебного дворянства. В этом романе, решая задачу создания отечественной романистики, Пушкин сплавил социально-актуальную проблематику с сюжетной занимательностью, подчиняя первой вторую. Как известно, в ту пору в западноевропейской и русской литературе огромное распространение имел роман о разбойниках. А. А. Бестужев-Марлинский в обзоре литературы за 1823 год называет «разбойничьи романы» основным ее видом. Пушкин, преодолевая шаблоны романов о разбойниках, нарисовал великолепные по жизненной правде, по реалистической типизации образы: феодального самодура Троекурова; его чувствительной дочери; либерального помещика Андрея Дубровского; прожигателя жизни, хищного, бездушного лицемера, прикрывающегося светской изысканностью, космополита, англомана Верейского; приказных и крестьян.
В построении этих образов писатель применил уже освоенные им в предшествующих произведениях принципы реализма, но придал им отчетливо выраженную оригинальность. Передача внутреннего состояния скупым внешним жестом, раскрытие переживания поступком, психологии — действием, показ характеров в органическом единстве социально-типического и индивидуального, в их зависимости от окружающих социально-бытовых условий — таковы основные принципы композиции образов в романе «Дубровский».
Острые споры пушкинистов вызывали образы Маши Троекуровой и особенно Владимира Дубровского. Встретив по дороге из церкви Владимира Дубровского, Маша отказалась от его помощи. Этот поступок вызвал упреки Белинского. Думается, что Белинский не совсем справедлив к Маше. Она не разыгрывает героиню ни до алтаря, ни после него… Машу погубили религиозные предрассудки. После церковного обряда, считавшегося ею священным, нерушимым, она, по ее понятиям, уже утеряла право выбора. Это было нелепо, с точки зрения Белинского, но непреложно, необратимо, по убеждениям Маши. Идеи эмансипации еще не коснулись ее. Для этого не пришел срок.
Образ молодого Дубровского дан в развитии: вначале честолюбивый и беспечный мот, а потом защитник угнетенных, протестант, благородный мститель. Важно отметить, что его эволюция, намеченная пунктирно в переживаниях, связанных с утратой отца, лишением всего имущества и чудовищной несправедливостью Троекурова, происходит при общении с крестьянами, под их воздействием. Но при всем том образ Владимира Дубровского не обладает реалистической цельностью и художественной завершенностью. Он нетипичен по положению, в которое поставлен обстоятельствами предводитель крестьян-повстанцев. Дворянская оппозиционность не достигала в ту пору такой силы, которая бы определяла последовательный переход помещиков на сторону крестьян, восстающих против феодального произвола. Поэтому Пушкину пришлось прибегнуть к идеализации своего героя и строить взаимоотношения крестьян к нему на патриархально-идиллической преданности. Кроме того, придавая Владимиру свойства увлекающейся, порывистой, страстной натуры, способной на исключительные поступки, писатель отразил эти качества и в языке.
Вспомним: «Он схватил ее руку и прижал к пылающим устам…», «Вы меня губите! — закричал Дубровский». Трудно не согласиться с Белинским, сказавшим, что «Дубровский, несмотря на все мастерство, которое обнаружил автор в его изображении, все-таки остался лицом мелодраматическим». Композиция романа, отражая остроту драматического конфликта, отличается «быстротой действия» (Белинский). Роман начинается краткой экспозицией, очень конкретно обрисовывающей нравы, взаимоотношения, обстоятельства жизни Троекурова и Дубровского. Их крепкая дружба, удивлявшая соседей (так они были разны по положению и характерам), внезапно нарушается ссорой на псарне, составившей социальную завязку романа. Все дальнейшие эпизоды, тесня одно другое, создают увлекательную панораму усадебно-поместной жизни.
Но с седьмой главы реалистическое повествование романа теряет стилевое единство. Строго реалистически рисуются образы Троекурова, его дочери, гостей, крестьян. В романтико-мелодраматические тона окрашивается облик Владимира Дубровского. Линия Дубровского—Маши необычная, исключительная, закономерно требовала эмоционально-экспрессивных красок, остроинтрижных ситуаций. Но Пушкин, не найдя необходимых в данном случае реалистических и подчиненных им романтических средств, в явном сгущении применил банальные приемы заурядного разбойничьего, преувеличенно-авантюрного романа: двойная жизнь героя (превращение Дубровского в Дефоржа после того, как он случайно увидел, сразу полюбил Машу, дочь своего врага, и оставил мысль о мести Троекурову); парадоксальные ситуации (единоборство Дефоржа с медведем, неожиданные открытия своего истинного лица Спицыну и Маше); весь дежурный инвентарь любовной символики и связи (таинственные записки, свист и знаменательное кольцо, предупреждающие об опасности, дупло старого дуба, заменяющее почтовый ящик).
В подчеркнуто мелодраматическом ключе развертываются по преимуществу и дальнейшие перипетии взаимоотношений Маши — Дубровского: ее подневольное венчание с ненавистным Верейским, встреча свадебной кареты в глухом лесу разбойником в полумаске, перестрелка, душераздирающее расставание героев, являющееся кульминацией и развязкой любовной линии романа. Заключительная глава романа, последовательно-реалистическая по манере письма, составляет социальную кульминацию и развязку романа.
В композиции образов «Дубровского» значительная роль принадлежит пейзажу. Его предельно краткие зарисовки служат знаменательным фоном переживаний действующих лиц (горестные раздумья Владимира и Маши при сияющей луне) и средством их характеристики (березки у барского двора Дубровских и роскошный английский парк в поместье Верейского). Кроме того, пейзаж обозначает время и место происходящих событий. По замыслу Пушкина, роман должен был иметь третий том, повествующий об уединенной жизни Дубровского в Москве, о его свидании с овдовевшей Марией Кирилловной и о доносе на него полицмейстеру собственным форейтором, попавшим за буйство в полицию. Но этого не случилось. Роман, ни разу не переписывавшийся набело, остававшийся в неупорядоченных, невыправленных черновых записях карандашом, не удовлетворял Пушкина. Чем? Возможно, неуясненностыо решения социальной проблематики, взаимоотношений дворянства и крестьянства на путях общественного развития России, а также (не исключено) искусственностью образа молодого Дубровского и зависимостью сюжета романа от литературных традиций, в частности совпадением некоторых его ситуаций с пьесой «Эрнани» В. Гюго. 6 февраля 1833 года автор оставил работу над ним.
Но в «Дубровском» Пушкин верно наметил общее решение проблемы отечественного реалистического романа, призванного органически соединить социальность и занимательность, идейность и авантюрность, характерологию и интригу. Недаром Белинский считал, что «это одно из величайших созданий гения Пушкина».
Реклама от Literature-XIX.Ru