Русская литература XIX века

Иван Андреевич Крылов
1760-1844

Путь к реалистической басне.

Увлекаясь с отроческих лет театром, Крылов начал свою деятельность с создания драматических произведений. Его первая пьеса «Кофейница» (1783—1784) была написана, когда ему было около 15 лет. Но ни одно из его драматических произведений, направленных против господствовавшего тогда дворянства, не было допущено к постановке. Оставив драматургию, писатель обратился к журналистике, в которой проявил себя выдающимся публицистом-сатириком просветительско-демократического направления. Бичуя самодержавный деспотизм и крепостничество, он отстаивал сословное равенство. Его главными учителями были западноевропейские просветители: Вольтер, Руссо, Мерсье, Монтескье, а в России — А. Д. Кантемир и Н. И. Новиков. В эту пору он писал, кроме очерков, стихи, повести, театральные рецензии.

В начале творчества Крылов испытал влияние классицизма ( «Утро», 1789; «Ода на заключение мира России со Швециею», 1790). Но уже в повести «Каиб» (1792) он с позиций просветительского реализма сатирически разоблачает и классицистов, и сентименталистов, чуждых объективному отображению действительности.

Обладая редкими способностями к журналистской деятельности, Крылов в январе 1789 года приступает к изданию ежемесячника «Почта духов», который был закрыт в августе того же года.

С февраля 1792 года вместе с актером И. А. Дмитревским, литератором А. И. Клушиным, драматургом и актером П. А. Плавнльщиковым Крылов начал издавать журнал «Зритель». Но в декабре издание было прекращено: радикализм журнала не мог найти сочувствия у цензуры. В 1793 году Крылов вновь предпринял выпуск на очень короткое время (в том же году издание прекращено) нового журнала «Санкт-Петербургский Меркурий».

Крылов надолго оставляет писательское поприще. Вернувшись с воцарением Александра I к литературной деятельности, он вновь обращается к драматургии. Им создаются «Подщнпа» ( «Трумф») и «Пирог», в которых обличается самодержавие, пародируется классицизм, осмеивается сентиментализм.

Реалистические позиции Крылова проявились в пьесах «Модная лавка» и «Урок дочкам», направленных против рабского преклонения перед всем иностранным. Оба произведения грешат излишне прямолинейной назидательностью, преувеличениями, в них слабо мотивированы сюжетные ситуации. Но, откликаясь на злободневные жизненно важные проблемы, они привлекали зрителя в основном правдивыми характерами, верными социально-бытовыми картинами, живостью действия, комизмом. В дальнейшем Крылов сосредоточил свое внимание на басне.

Добрая ссылка: Щебень

 

Реклама от Literature-XIX.Ru