Русская литература XIX века

Виссарион Григорьевич Белинский
1811-1848

Значение Белинского.

По мощи гениального дарования и масштабам литературно-эстетических и философских знаний Белинский подобен титанам эпохи Возрождения. Его знания исключительны по своему многообразию, а идейно-эстетические суждения и оценки удивительны по оригинальности и глубине. Страстно, фанатически влюбленный в отечественную литературу, отдавая ей главное внимание, он не впадал в националистическую односторонность и являлся горячим почитателем, превосходным знатоком западноевропейской и шире — мировой литературы. Им написаны поучительные характеристики произведений Шекспира, Шиллера, Гёте, Жорж Санд и многих других зарубежных писателей. Его анализы русских писателей нередко даются в сопоставлении с западноевропейскими.

Гениальное истолкование Белинским сущности, своеобразия и значения русской литературы, его ведущие идейно-эстетические принципы и оценки стали определяющими для всего последующего развития отечественного искусства. Белинский выступил выдающимся деятелем, корифеем самобытно-русской философской мысли, основоположником революционно-демократической критики, гениальным теоретиком-эстетиком, пионером создания научной истории литературы. Это великий патриот, пламенный публицист, бесстрашный общественный трибун, замечательный социолог, несгибаемый борец за интересы самых широких трудовых масс. В развитии отечественной философии, публицистики, литературно-эстетической мысли, в освободительной борьбе русского народа его деятельность ознаменовала собою крупнейшую историческую полосу.

П. А. Вяземский, непримиримый идейный противник Белинского, правильно понял его роль, сказав, что это «литературный бунтовщик, который, за неимением у нас места бунтовать на площадях, бунтовал в журналах». Видя в Белинском самого страшного врага, литературные борзописцы самодержавно-крепостнического режима пытались подорвать его авторитет клеветнической полемикой, пасквилями, прямыми и тайными доносами. В 30—40-е годы в ожесточенно-яростных сражениях против Белинского особенно усердствовали Булгарин, Шевырев, Сенковский и Бурачек. У них были многочисленные помощники. Так, басня Б. Федорова «Крысы», опубликованная в 1842 году почти одновременно в журналах «Маяк» и «Москвитянин», завершалась словами, явно обращенными к III отделению: «Литературных крыс я наглости дивился, Знать Васька-Кот запропастился». В оглупленном, карикатурно-пародийном виде критик изображался в повести «Пиюша» В. Ушакова (1835), в комедиях «Семейный суд» В. Каратыгина (1839), «Новый недоросль» С. Навроцкого (1840), «Демон стихотворства» В. Невского (1843) и в других произведениях реакционной литературы.

Но авторитет Белинского в глазах прогрессивной общественности от этого не снижался. Первостепенные писатели нашей прогрессивной литературы, начиная с Пушкина, отдали ему дань безусловного уважения и восторженного поклонения. А. В. Кольцов говорил И. И. Панаеву: «Я обязан всем ему», И. С. Тургенев называл его «отцом и командиром».

Белинский поднял критику на такую высоту гражданского служения, до которой она до него не возвышалась ни в одной стране мира. Подчиняя литературу решению самых насущных нравственно-общественных вопросов, автор «Литературных мечтаний» стал центральной фигурой эпохи, истинным властителем дум прогрессивных читателей, в особенности молодежи своего времени. По свидетельству Герцена, «Статьи Белинского судорожно ожидались молодежью в Москве и Петербуге с 25 числа каждого месяца. Пять раз хаживали студенты в кофейные спрашивать, получены ли „Отечественные записки“, тяжелый номер рвали из рук в руки. „Есть Белинского статья?“ — „Есть“, — и она поглощалась с лихорадочным сочувствием, со смехом, со спорами… и трех-четырех верований, уважений как не бывало». Роль Белинского, нравственно-политического учителя своих современников и последующих поколений, выразительно подчеркнута Некрасовым, который в поэме «Медвежья охота» сказал: «Ты нас гуманно мыслить научил»…

Ослабляя революционное влияние Белинского, либералы, в лице Анненкова, Боткина и других, пытались представить его предтечей либерального движения. Но эти попытки были дезавуированы Герценом, Чернышевским, Добролюбовым, Некрасовым и их последователями. Герцен видел в критике самую революционную натуру своего времени. Чернышевский заявил, что Белинский «носил в своей душе идеал будущего». Добролюбов считал, что он всегда будет гордостью, славой и украшением русской литературы.

Величие Белинского в том, что он, опираясь на трудовые слои населения, выражая, по определению Ленина, «настроение крепостных крестьян», смотрел далеко вперед и предугадывал блистательные дали своего отечества. Одно из заветных его убеждений заключалось в осознании России как строительницы общечеловеческой цивилизации. Базраздельно веря в необъятные силы своего народа, гордясь его духовной мощью, Белинский видел его назначение «в том, чтоб слить в себе все элементы всемирно-исторического развития» и «сказать миру свое слово, свою мысль».

Сразу же после смерти Белинского, боясь влияния критика на молодые умы, царская цензура сделала его имя и сочинения запретными. И несмотря на это, в 1856 году его политический противник, славянофил И. Аксаков принужден был признать, что «имя Белинского известно каждому сколько-нибудь мыслящему юноше». Когда в 1859 году появилось первое издание его сочинений, реакционеры требовали их изъятия. Позже, в конце XIX — начале XX века, на борьбу с Белинским ринулись критики-идеалисты, в особенности Волынский и Айхенвальд. Но благотворное воздействие критика, преодолевая все барьеры, ставящиеся ему литературными недругами, неудержимо росло. По крылатому выражению Ленина, идеи Белинского делали его дорогим «всякому порядочному человеку на Руси».

Представляя самую передовую для своего времени идейность, проникаясь глубочайшей верой в необъятные силы своего народа, прозревая грядущее, Белинский стал первооткрывателем, Колумбом таких истин, суждений, которые наложили неизгладимую печать на все последующее развитие прогрессивной критики, эстетики, теории и истории литературы. И не только русской. Это критик мировой известности и всемирной роли. Ведь именно ему принадлежит первая концепция критического реализма, созданная в Европе. В том или ином переосмыслении многие теоретические положения Белинского вошли в основной фонд марксистско-ленинской науки. Этим самым великий критик, переживая целые эпохи, приобрел значение нашего современника. Его определяющие методологические принципы, историко-литературные суждения, эстетические оценки, наконец, стилевое своеобразие, мастерство остаются руководством к действию и в создании социалистического искусства.

Значение Белинского

 

Реклама от Literature-XIX.Ru